«Жил-был старик, и было у него три сына...»
Так начинается сказка, и вы заранее уже знаете, что в ней пойдет речь о трех сыновьях, трех братьях, об их приключениях в поисках счастья, удачах и неудачах и что все дело будет, наверное, в третьем сыне, который был самым младшим в семье,
Всё это вы прекрасно знаете, предчувствуете, предугадываете, а слушать сказку всё равно ох как интересно!
Тут есть какой-то сказочный секрет, который мне — человеку, прочитавшему в своей жизни, множество сказок, — чуточку известен, и я сейчас поделюсь им с вами.
Вспомните, как про старших братьев в сказке говорится. Они и умом вышли, и красивы и пригожи, и то умеют, и это... А про меньшого? Он и неказистый, и ума у него мало, и делать он почти что .ничего не умеет... Может быть, и есть в том какая-то доля правды, потому что меньшой еще только в жизнь входит и себя не показал. А что он некрасивый пока, — так это, во-первых, дело поправимое, а во-вторых — как на меньшого посмотреть. Он же еще не вырос, — может, и старших братьев потом перещеголяет.
А пока ему по всем статьям не везет. Не везет — и всё.
Над ним еще насмехаются!
Известное дело: самый младший и обижаемый.
Вот вы ему больше всего и сочувствуете.
И тут тоже есть свой секрет — может быть, даже не такой уж и сказочный.
Пускай младший умом не вышел, зато сердце у него доброе. А тому, у кого доброе сердце, кто в беде помощник, кто букашку и птицу не обидит, кто спасет зверя из неволи, — того и ждет в сказке удача.
Удача не простая, а сказочная.
Кто же поможет меньшому брату той удачей завладеть? Сказочник? Нет. Люди добрые? Тоже нет. А вот зверь ли, птица, которых он из беды выручил, — всегда помогут.
Сивка-бурка,
Вещая каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой!
— крикнет Иванушка. И вмиг перед ним появится Сивка-Бурка, сказочный конь.
Ох и красив он, этот конь богатырский — загляденье! «Бежит — земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит». «Одна шерстинка у него золотая, другая — серебряная». Иванушка от Сивки-Бурки глаз оторвать не может. Вот кто будет Иванушке добрым помощником в удаче!
Иванушка. Так ласково зовут в русской сказке младшего ид братьев, которому долго не везет. А то еще Иванушкой-дурачком назовут. Ничего, не слишком обижайтесь за него, он еще всем покажет, какой он дурачок! Другим умным и премудрым за ним не угнаться!
В сказке про Сивку-Бурку, вещую каурку, то есть про коня, который человечьим голосом говорить умеет, вещать — если сказать по-старинному, счастье в том, чтобы жениться на царской дочке, Несравненной Красоте.
Поеду жениться
На сивке, на бурке,
На вещей каурке.
Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам пешком, Перевертышком,
— весело поет Иванушка.
И Сивка-Бурка, конечно, довезет Иванушку на царский двор. Поможет завладеть Несравненной Красотой.
Это же не простой конь, а сказочный.
Ну а вам, само собой, придется поволноваться, пока Иванушка одержит победу. Победа на то и победа, чтобы она не сразу, не вмиг в руки далась, тем более победа сказочная,
Не раз у вас дух захватит, когда Иванушка «двух венцов» до царевнина окошка не достанет, а потом — всего лишь одного...
Но, как это и бывает в сказке, всё кончится, даю вам слово, счастливо, «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Тут, может быть, все наконец и увидят, какой Иванушка красивый. И вы сами погадаете, кто его так преобразил: Сивка-Бурка или любовь к Несравненной Красоте...
Свершится сказочное волшебство, поскольку сказка эта волшебная. «Войди в мое правое ухо — умойся, войди в мое левое ухо — обрядись, станешь таким молодцам — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать», как говорит Сивка-Бурка.
Артисты Вячеслав Невинный — он в роли Иванушки, Нина Гуляева — она играет Несравненную Красоту, Николай Литвинов — он здесь старый Царь-батюшка, Сивка-Бурка — роль которого исполняет Вячеслав Дугин, и другие — с удовольствием сыграли для вас этот спектакль, к которому щедро написал музыку композитор Юрий Буцко. И я надеюсь,- что вам не раз и не два захочется услышать сказку про славного Иванушку и его верного друга, богатырского коня Сивку-Бурку. Слушайте же эту сказку на радость и на здоровье.
Владимир Глоцер
Так удивительно метко названа эта сказка, что, кажется, в ее названии русский народ хотел выразить все свое тяготение к справедливости, правде, восхищение перед бойкой смекалкой, здравым смыслом, остроумием., И впрямь, диво-дивное, чудо-чудное — эти коротенькие, полуволшебные сказки, воплощающие мечту народа о счастье. А среди них — вот эта чудесная история, что случилась с мужиком-бедняком, с отчаяния решившим заняться охотой, чтоб хоть как-то накормить семью... Слово за словом, а дело не дает себя заждаться: и вот уж с лохматым, жутковатым лешим заводит мужичок жалостную речь о своей беде. Не на кого ему больше понадеяться. Ни сосед-богатей, ни мироед-староста, ни жадный поп, — никому | из них до горя-злосчастья бедняцкого дела нет…
Нет в этой сказке ни волшебных скатертей, ни рек с кисельными берегами, ни тем более раскрасавиц, ради которых царевичи да королевичи со страшными змеями и чудищами морскими бьются. А есть мужик, леший, жадные и глупые богачи. Да еще... гусь волшебный. Мало того, что волшебный. Он к тому же, не в пример другой домашней птице, куда как умен и сообразителен, со своим характером и разумением!
И все-таки, пусть гусь тот даже и волшебный. пусть его мужичку из лап в руки сам косматый лешак передал, разве в нем — в гусе-то диво-дивное, чудо-чудное, о котором стремится нам рассказать веселая и мудрая, лукавая, но такой простушкой прикидывающаяся русская сказка?
Для того чтобы понять, в чем диво заключается, нам с тобой надо как следует и не спеша подумать-поразмыслить. Сказка не для того писана, чтоб мы ею только потешались. В ней ведь, как говорил Пушкин, «добрым молодцам урок».
Вспомни-ка, казалось бы, такую простую сказочку про громадную репку, выросшую у деда с бабкой на огороде. Ведь если б не подоспели деду с бабкой на помощь ; все домашние, вся живность, включая и мышку, — нипочем «диву-дивному» не случиться. Стало быть, самое дивное, самое чудесное — дружба и помощь. Даже мышкина силенка пригодилась. А в жизни разве по-другому бывает?
Так и в нашей сказке про мужика с гусем распоряжаются народный юмор и здравый смысл, народное понятие о справедливости. Не будь этого чуда-чудного, так и остался бы бедняк ни с чем, а богатеи над ним же бы и насмехались. Но нет! Не потерпит народ, чтоб в сказке такое свершилось. И торжествует правда! Она-то и есть «диво-дивное»...
М. Бабаева