Ф. ШОПЕН (1810—1849) 12 ЭТЮДОВ, соч. 25 ЭКСПРОМТЫ (3)
ФАНТАЗИЯ-ЭКСПРОМТ до диез минор, соч. 66
Вторая тетрадь этюдов («Двенадцать этюдов», соч. 25) создана Шопеном в 1831—1836 гг. Богатство и многогранность художественных образов сочетаются в этюдах с блеском и многообразном фортепианной фактуры, глубина чувства с великолепием фортепианного колорита.
Каждый из этюдов, ставя перед исполнителем специфические технические задачи, выдерживаемые, как правило, в течение всей пьесы (например— двойные терции в шестом этюде, двойные сексты в восьмом, октавы в десятом и т. д.), раскрывают определенный художественный образ.
Первый этюд (ля бемоль мажор) часто называют «Эоловой арфой». Название это хорошо передает характер этюда с его спокойным, плавным, равномерным движением тихой, широкой мелодии, как бы возникающей из легких, зыбких, «воздушных» волн арпеджированных аккордов.
Маленькую лирическую поэму представляет собой второй этюд (фа минор), который, по словам Р. Шумана, «полон такой прелести, так мечтателен и тих, словно пение ребенка во сне».
На характерном ритме, вызывающем представление о конской скачке, то приближающейся, то удаляющейся, построен блестящий третий (фа мажорный) этюд.
Настроениями тревоги пронизан четвертый (ля минорный) этюд, ставящий перед исполнителем трудную задачу сочетания легчайшего, острого «стаккато» с «легато».
В пятом этюде (ми минор) светлый спокойный средний эпизод, с его широкой, плавной мелодией на фонt волнообразных фигураций, контрастирует с крайними — быстрыми, несколько сумеречного колорита.
В тихих, монотонных перезвонах двойных терций и грустной мелодии шестого этюда (соль диез минор) некоторые исследователи творчества Шопена видели образ осужденного на изгнание, едущего зимой в неведомую даль по снежной равнине и под неумолчный звон дорожного бубенца думающего свои горькие думы.
Лирическими образами рождены седьмой и восьмой этюды второй тетради. Из них более глубоким по содержанию является седьмой (до диез минорный) этюд. Тихая печаль запечатлена в прекрасном, бесконечно льющемся потоке мелодий крайних эпизодов, оттеняемых средним — взволнованным, порывистым. Очаровательны извивы быстрой и капризной мелодии в восьмом этюде (ре бемоль мажор).
Полетное движение царит в сверкающем девятом этюде (соль бемоль мажор).
Героическими образами вдохновлены три последних этюда второй тетради.
Напряженно-драматический характер носят полные стремительного движения и мощи крайние эпизоды десятого этюда (си минор) — эти звуковые лавины октавных унисонов. Резким контрастом служит средний эпизод, задумчивая мелодия которого звучит как воспоминание о прекрасном прошлом.
Величественная картина жестокой схватки с темными силами, грандиозной по своим масштабам борьбы развертывается в одиннадцатом (ля минорном) этюде. На фоне бешеного натиска вихревых пассажей слышатся боевые призывы, неумолимая, решительная и торжественная поступь героев-борцов за правое дело.
Гневом, отчаянием звучат яростные раскаты арпеджий в двенадцатом (до минорном) этюде, который с полным правом можно назвать, подобно до минорному этюду из первой тетради, «Революционным», повествующим о героической борьбе польского народа за свободу.
• • •
«Экспромт» («Импровизация») — небольшое инструментальное произведение, обычно лирического характера. Шопеном написано четыре экспромта.
Первым (в 1834 году) был создан «Экспромт-фантазия» до диез минор, изданный, по не ясным еще причинам, только после смерти композитора (под опусом 66).
«Экспромт-фантазия» построен на контрастных эпизодах: порывисто-стремительным крайним противопоставлена светлая, безмятежно-спокойная лирика среднего, с ее чарующей напевной мелодией.
Такая трехчастность строения характерна и для всех остальных шопеновских «Экспромтов».
«Экспромт» ля бемоль мажор (сочинен в 1837 г.) весь выдержан в светлых лирических тонах. Изящным, гармонически изысканным, написанным в быстром движении, первому и третьему эпизодам контрастирует лирический монолог среднего.
Основой «Экспромта» фа диез мажор (ор. 36, сочинен в 1839 году) служат три темы-мелодии. Первая из них — лирическая, широкая, народного склада; вторая звучит как доносящийся издали светлый, спокойный хор; третья — решительный, ритмически четкий марш, на ней строится средняя часть «Экспромта».
Светлыми и поэтическими образами пронизан «Экспромт» соль бемоль мажор (ор. 51, сочинен в 1842 году) — один из чудесных образцов лирики Шопена.
К. Сеженский