Специфически-национальным видом русского музыкального искусства является хоровое пение a cappella. Это основа, фундамент отечественной музыки. Высокая этическая традиция, серьезность тона, эпический строй музыки, мастерство интонирования свойственны хоровому пению России и в глубокой древности, и в наши дни.
Народная песня и профессиональное певческое искусство (знаменный распев) представляют древнейший пласт отечественной хоровой культуры. С середины 60-х годов XX века музыка русского средневековья начинает звучать в концертных программах хоровых коллективов России. Мы заново открываем для себя величественную, эмоциональную речь наших предков, постигая торжественное, истовое, обращенное к вечности музыкальное слово, пробуждающее чувство сопричастности к народному пониманию великих истин — правды, добра, красоты и благородства. В формах средневекового певческого искусства нашла отражение жизнь народа, его история, идеалы подвига, любви к родной земле. И слушая древнерусскую музыку, мы учимся слышать в ней подлинную музыку души нашего народа.
Своеобразными музыкальными символами «российских древностей» явились знаменный распев, кант, партесный концерт. Созданные в разные исторические эпохи, обладающие яркими самобытными чертами стиля (принципиальное одноголосие песнопений знаменного распева, известного с XI века; трехголосие, песенность канта; пышность, барочность форм, сложность многоголосной фактуры партесного концерта, проявившиеся в конце XVII века), эти произведения воспевают одни и те же добродетели и осуждают одни и те же пороки. Монументальность, особая возвышенность чувств и серьезность повествования исходят из воспитательной направленности древнерусского искусства. Основная тема его — утверждение верности как высшего мерила человеческих поступков. Самым страшным грехом, осуждаемым во все времена в русском искусстве, было предательство. Сострадание к слабому, мольба о милосердии, осуждение измены, слезы и радость сопоставляются в хоровых произведениях, создавая сильнейший эффект катарсиса.
Очень ярко и выпукло воплощены эта тема и этот сюжет в цикле «Русские страсти», известном по нотированным рукописям с XII века и включавшем более 50 песнопений. «Русские страсти» сравнительно недавно вошли в концертную жизнь. Их исполнением положено начало новому подходу к интерпретации древнерусского наследия. Впервые древнерусская музыка представлена не отдельными концертными номерами, а цельным драматическим действом, имеющим свои законы развития, композицию, кульминацию.
В основу звучащего на пластинке цикла положен материал из рукописи 1604 года, известной в науке как рукопись инока Христофора,— уникальный памятник русской музыкальной культуры. Созданная в эпоху расцвета древнерусского монодического пения, рукопись содержит полный свод песнопений, звучавших на Руси к началу XVII века.
С середины XVII века к традиционному одноголосию присоединилось так называемое «строчное» двух- и трехголосное пение. Интенсивно развиваясь, оно захватило широкий круг песнопений. Репертуар многоголосия составляли торжественные гимны исполнявшиеся в кульминационных разделах циклов, таких, как «Всенощное бдение», «Литургия Иоанна Златоуста». Многоголосные песнопения основывались на приемах, свойственных русской фольклорной традиции: диалогах подголосочного склада, ленточном движении голосов, их мелодической самостоятельности. В основу положен не гармонический, а мелодический принцип развития каждого голоса. В результате создавался яркий, выразительно звучащий ансамбль, своеобразная колористическая гармония произведений, в ряде случаев воспроизводящая звучание колокольного звона. Впервые раннее русское многоголосие изучено и дешифровано профессором Ленинградской консерватории доктором искусствоведения М. В. Бражниковым. В его расшифровке на пластинке представлены три гимна.
Строчное многоголосие завершило многовековой путь развития древнерусской музыки. Со второй половины XVII века в русскую культуру интенсивно входят новые формы и жанры профессионального хорового творчества, формируется новый музыкально> язык. И здесь решающее слово принадлежит канту — демократическому жанру, распространившемуся в широких социальных слоях русского общества. Ориентированный на мерность русского стиха, имевший регулярный ритм, четкую квадратную структур, стабильную трехголосную фактуру, опиравшийся на закономерности европейской гармонии, кант сохранил напевность, серьезность тона, проникновенность, эпику и лиризм, свойственные древнерусскому искусству. Наиболее ярки и ощутимы эти особенности в кантах, посвященных Петру I.
Каждый из кантов имеет вполне определенный жанровый прототип (марш, песня, плач, слава), яркую эмоциональную окраску, представляя собой циклическое музыкальное повествование о Петре I, построенное по принципу контрастного сопоставления частей.
Произведения русской музыки эпохи средневековья в большинстве своем анонимны. Лишь в конце XVII века, когда начало складываться русское партесное пение, были созданы первые многоголосные концертные композиции, положившие начало новому стилю национальной хоровой культуры, музыкальное произведение получило имя автора. Одним из создателей этого стиля был Василий Поликарпович Титов (ок. 1650 — ок. 1715), певчий дьяк служивший в хоре государевых певчих дьяков. Его «Многолетие»— традиционный для русской хоровой культуры жанр получивший широкое распространение в конце XVI—XVII веках. «Многолетие» Титова представляет собой свободную многоголосную композицию, основанную на распевно-интонационной формуле кантового типа. Оптимизм, свет, ясность этой музыки определили ее популярность в русской исполнительской практике XVIII—XIX веков.
А. Кручинина