Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Русский песенный фольклор – богатейшая сокровищница самобытной культуры России. Профессиональный интерес к его сохранению возник не более ста лет назад и с годами развивался всё интенсивнее. Композиторы чаще стали обращаться к обработкам русских народных песен, создавая нередко самостоятельные произведения, в которых песня предстаёт обогащённой фантазией автора-аранжировщика.
«Десять русских народных песен» для хора, солистов и фортепиано в обработке Д. Шостаковича впервые исполнены и записаны Ленинградской академической капеллой имени М.И. Глинки под управлением В. Чернушенко в 1981 году. При жизни автора это сочинение но было издано и оставалось мало известным. Цикл состоит из двух разделов, контрастных по жанру. Первые четыре песни – строевые, походные, в энергичном маршевом ритме, представляют собой жанр казачьих песен и объединены тематикой Отечественной войны 1812 года. Второй раздел – пять лирических песен о девичьей доле – образуют свой замкнутый ряд. Начало и конец его – печальные рассказы о женской судьбе, а середина – весёлый хоровод. Песня, заключающая цикл («Что за песни…»), снова написана и ритме походного марша, что придаёт законченность форме всего цикла. Чрезвычайно тактично использует Д. Шостакович фортепианное сопровождение: оно сливается со звучанием голосов, не нарушая естественного течения мелодии.
Остальные песни, вошедшие в диск, – это обработки для хора a capella, что более характерно для исполнительской традиции русской народной песни. Авторы их – известные мастера этого жанра. Особое место занимает и этой программе «Дубинушка» П. Чеснокова на стихи Л. Трефолева. Это интереснейший образец оригинального сочинения, в котором драматическое развитие происходит как бы на фоне доносящейся издали народной песни.
В. Чернушенко