Квартет № 6 соль мажор, соч. 101 был создан Д. Шостаковичем в 1956 году, впервые был исполнен в Ленинграде 7 октября 1956 года Квартетом имени Бетховена. Музыка этого квартета (особенно в первой и последней частях) связана со сферой образов оратории «Песнь о лесах» – лирические настроения, тонкая игра красок, прозрачность и лёгкость звучания.
Седьмой и Восьмой квартеты созданы в 1960 году и впервые исполнены 15 мая и 2 октября того же года Квартетом имени Бетховена. Квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 посвящён памяти Н.В. Шостакович. В строении цикла сказались черты, характерные для позднего стиля Шостаковича: части квартета, объединённые повторением тем, как бы врастают одна в другую. Важный компонент тематизма квартета – мотив-монограмма, построенная на первых буквах имени композитора DSCH (в «музыкальном прочтении» ре – ми-бемоль – до – си); его присутствие придаёт музыке этого сочинения оттенокгрустной сосредоточенности.
Квартет № 8 до минор, соч. 110 посвящён памяти жертв фашизма и войны. Общечеловеческая трагедия воплощена в музыке с потрясающей силой и выразительностью. Мотив – монограмма DSCH приобретает в цикле (также «слитном», пронизанном тематическими повторами) особо важное значение: здесь он звучит как «авторское слово», как скорбные раздумья умудрённого жизнью человека. На нём построено полифоническое развитие первой и пятой частей, обрамляющих квартет. В музыкальную ткань вплетены темы-воспоминания из более ранних сочинений Шостаковича (Первой симфонии, фортепианного трио, оперы «Катерина Измайлова»).
Квартет имени Танеева впервые выступил в Малом зале Ленинградской консерватории в 1946 году, когда его участники были студентами второго курса. Талантливый ансамбль работал много и увлеченно, и вскоре его искусство получило высокую оценку музыкатов и публики. В 1963 году ему присвоено имя С.И. Танеева.