Концерт начался необычно. Открылся занавес — сцена пуста. Зрители с недоумением заглядывали в программки: первый номер назывался «Джаз-невидимка». Тогда, в 30-х годах, был очень популярен фантастический фильм «Человек-невидимка», но чтобы стал невидимым целый оркестр! Нет ли здесь розыгрыша?
Вдруг на черном фоне появилась труба — она сделала плавный виток и, зависнув в воздухе, запела. Вслед за ней неведомо откуда возникли барабанные палочки и, спикировав на барабан, начали отбивать ритм. Саксофоны, кларнеты, тромбоны, словно паря в невесомости, повели свою мелодию. Весь джаз-ансамбль был налицо за исключением самих музыкантов.
Но вот в воздухе ярко вспыхнула, засияв, дирижерская палочка, по ее мановению черный бархат занавеса осветился всеми лучами радуги, и из-за него выступили оркестранты во главе с дирижером и трубачом-солистом Алексеем Семеновым. Зал разразился аплодисментами.
Ленинградский джаз-оркестр под управлением Семенова был создан в 1937 году по инициативе "И. О. Дунаевского. «За время работы, — писал композитор год спустя, — ансамбль достиг такого уровня, что я с полной ответственностью считаю его лучшим джаз-оркестром Ленинграда. Прежде всего его выгодно отличают от других ансамблей следующие качества: простота, отсутствие всякой манерности, лишенное всякой дешевки исполнение произведений и очень ровный состав исполнителей, создающих настоящее ансамблевое звучание. Серьезное стремление джаза к углубленной работе над советской тематикой, связанное с весьма высоким уровнем общественной сознательности музыкантов, делает этот джаз исключительно ценным».
Коллектив часто выступал с концертами на лучших эстрадных площадках Ленинграда, на заводах, принимал участие в творческих вечерах Дунаевского, произведения которого составляли большую часть репертуара семеновского джаз-оркестра. Объединив в своих рядах талантливых музыкантов (тромбониста Ю. Подгоецкого, саксофониста Б. Гаврилова, пианиста Я. Рассина, ударника В. Иванова и других), ансамбль вскоре достиг известности, вышедшей за пределы города. С большим успехом прошли гастроли коллектива во Владивостоке, Чите, Киеве, Воронеже и других городах, и повсюду пресса отмечала отличную сыгранность оркестра, высокое мастерство его трубача-дирижера.
«Ведущую роль в джаз-ансамбле играет трубач Алексей Семенов, в совершенстве владеющий своим инструментом, — писала центральная газета Армении. — Исполненный Семеновым «Блюз» более чем убедительно говорит об этом». А «Советская Украина», высоко оценив виртуозное владение Семеновым трубой, назвала музыканта «подлинным украшением джаз-ансамбля».
Творческая судьба Алексея Владимировича Семенова сложилась счастливо. Окончив школу-семилетку, он поступил на ленинградский завод имени Кулакова учеником механика, а все свободное время отдавал занятиям в самодеятельном духовом оркестре и вскоре стал лучшим заводским трубачом. Музыкальные способности механика-трубача были столь значительны, что он вскоре получает рабочую путевку в Ленинградскую консерваторию, где занимается по классу трубы у профессора А. П. Павлова. Еще будучи студентом, Семенов организует свой первый оркестр — небольшой, в десять музыкантов-«духовиков» ансамбль, который выступал в обеденные перерывы на предприятиях или играл на заводских и студенческих вечерах танцевальные мелодии — вальсы, польки, танго и входившие в моду фокстроты.
С тех пор начинается профессиональная деятельность молодого трубача, по праву считавшегося одним из самых перспективных инструменталистов в классе Павлова. Студента второго курса зачисляют в сценический оркестр Ленинградского театра оперы и балета, а через два года, блестяще пройдя конкурс, Семенов становится членом прославленного коллектива — симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии.
Однако увлечение джазом взяло верх: в 1933 году Алексей Семенов становится трубачом-солистом самого
знаменитого в стране джазового коллектива Леонида Утесова. И здесь сказалась известная закономерность: пройдя утесовскую школу, Семенов, подобно другим утесовским музыкантам Якову Скоморовскому, Николаю Минху, организует собственный оркестр — сначала при ленинградском Доме кино, а затем (по предложению Дунаевского) — при Театре миниатюр. Коллектив этот стал вскоре самостоятельным концертным ансамблем, получившим название «Ленинградский джаз-оркестр».
Известность ансамбля особенно возросла, когда в него в начале 1940 года пришли Клавдия Шульженко (только что удостоенная звания лауреата Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады) и чтец и куплетист Владимир Коралли, ставшие художественными .руководителями коллектива. Певица и дирижер искали яркую сценическую форму для каждого номера программы. Вскоре на суд зрителей были вынесены новые театрализованные обозрения «Скорая помощь», «Говорящий саксофон» и другие.
С первых дней Великой Отечественной войны участники ансамбля, вступившие добровольцами в ряды Красной Армии, становятся «боевым подразделением песни» при ленинградском Доме Красной Армии им. Кирова. Сотни концертов дал этот коллектив на фронте и в тылу для тех, кто вел бои с фашизмом на полях сражений, и для тех, кто своим трудом помогал фронтовикам.
На пластинке представлены танцевальные пьесы («Гавайский вальс», «Любимая мелодия», «Ночные звуки», «Ради меня»), записанные 25 марта 1938 года в Большом зале Ленинградской филармонии выездной бригадой московского Дома звукозаписи, и песни («Куплеты лоцмана», «Курносый», «Роман с квасом», «Мама»), которые были записаны ленинградскими фабриками и московским Домом звукозаписи в предвоенные и военные годы.
В программу пластинки вошли также записи Львовского теа-джаза, которым руководил известный польский композитор и дирижер Генрик Варе. Оркестр исполнил эти произведения в студии Дома звукозаписи 26 и 27 сентября 1940 года во время своих московских гастролей.
Г. Скороходов
Для составления программы были использованы пластинки и матрицы, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, на московском опытном заводе «Грамзапись», а также в коллекции ленинградского филофониста А. Е. Павлова.