При всей демократичности, чудесной мелодичности музыка Чайковского совсем не так проста и известна, как это кажется. Наряду с невероятной популярностью Первого концерта для фортепиано с оркестром, Второй и Третий мало известны широкой публике и редко исполняются. Обычно их сравнивают с Первым концертом, забывая, что они не могут и не должны быть похожими на него, что в том-то и сила гения Чайковского, сумевшего после Первого концерта создать такие принципиально разные по содержанию и форме сочинения, как Второй и Третий.
Первый концерт закончен весной 1875 года. Его премьера состоялась осенью того же года сначала за границей – в Бостоне (играл Г. фон Бюлов), затем в Петербурге и Москве (солистами выступили Г. Кросс и С. Танеев). Концерт был сразу очень высоко оценен и публикой и критикой. Г. Ларош писал: «Энергичный, полный жизни и движения, Концерт этот со своей грандиозной интродукцией, конечно, более симфония, чем концерт. Как симфоническое произведение он стоит чрезвычайно высоко и по мыслям и по их развитию».
Третий концерт – последнее произведение Чайковского. Партитура завершена композитором за три недели до смерти. Первым исполнителем в 1895 году в Петербурге (уже после смерти Чайковского) стал С. Танеев. Третий концерт одночастен, построен на материале первой части неоконченной Симфонии ми-бемоль мажор, сочинявшейся в 1892 году и явившейся этапом на пути к созданию гениальной Шестой «Патетической» симфонии. Как и в последней опере «Иоланта», в Третьем концерте нашли свое проявление черты позднего стиля Чайковского. Музыка насыщена разнообразными контрастами. Разнообразие это – не случайность. Чайковский однажды заметил: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередований радости и горя, из борьбы добра со злом, из света и тьмы, словом, из «разнообразия в единстве».
Виктор Ересько.
Исполнение Виктором Ересько в один вечер трех концертов для фортепиано с оркестром Чайковского, состоявшееся 7 мая 1986 года (в день рождения великого композитора) в Большом зале Московской консерватории, было расценено музыкальной общественностью как крупное художественное событие. Высокую оценку получила интерпретация и за рубежом. Рецензенты многих стран, характеризуя Виктора Ересько как яркого представителя русской фортепианной школы, подчеркивают самобытность его исполнительской манеры, новаторский подход к музыке при врожденном чувстве стиля, полное подчинение феноменальной виртуозности решению художественных задач.