ПЕРВАЯ ПЛАСТИНКА
І сторона
Я. Сибелиус (1865—1957).
КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ре минор, соч. 47
1. Allegro moderato
2. Adagio di molto
ІI сторона
3. Alegro ma non Canto
Н. Паганини (1782—1840).
КОНЦЕРТ № 2 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ си минор, соч. 7
Часть 3. Campanella
ЮЛИАН СИТКОВЕЦКИЙ
ОРКЕСТР ЧЕШСКОЙ ФИЛАРМОНИИ. Дирижер НИКОЛАЙ АНОСОВ (1)
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Дирижер MAPK ПАВЕРМАН (2)
ВТОРАЯ ПЛАСТИНКА
І сторона
И. С. Бах (1685—1750). ПАРТИТА № 2 ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО ре минор, BWV 1004
1. Allemande
2. Courante
3. Sarabande
4. Gigue
II сторона
5. Chaconne
Э. Изаи (1858—1931). СОНАТА № 6 ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО ми мажор, соч. 27 № 6
ЮЛИАН СИТКОВЕЦКИЙ
ТРЕТЬЯ ПЛАСТИНКА
І сторона
В. А. Моцарт (1756—1791). COHATA № 26 ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО си бемоль мажор, KV 378
1. Allegro moderato
2. Andantino sostenuto e cantabile
3. Rondo. Allegro
II сторона
П. Чайковский (1840—1893). СКЕРЦО № 2 до минор, соч. 42
ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ фа мажор, соч. 2 № 3
Переложение Ф. Крейслера
С. Прокофьев (1891—1953). ИЗ «ПЯТИ МЕЛОДИЙ» ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО соч. 35-bis
1. Andante
2. Lento ma non tanto
3. Animato ma non allegro
4. Allegretto leggiero e scherzando
Д. Шостакович (1906—1975). ПРЕЛЮДИИ из соч. 34 № 10, 15, 16, 24
Переложение Д. Цыганова
ЮЛИАН СИТКОВЕЦКИЙ, скрипка
Партия фортепиано: БЭЛЛА ДАВИДОВИЧ (1, 2), ВЛАДИМИР ЯМПОЛЬСКИЙ (3, 4), НАУМ ВАЛЬТЕР (5)
ЧЕТВЕРТАЯ ПЛАСТИНКА
І сторона
Н. Паганини (1782—1840)
ПЛЯСКА ВЕДЬМ, соч. 8
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ИЗ ОПЕРЫ Дж. РОССИНИ «МОИСЕЙ»
II сторона
К. Сен-Санс (1835—1921)
KONZERTSTÜCK
Переложение Т. Шпиринга
ЭТЮД В ФОРМЕ ВАЛЬСА соч. 52 № 6
ЮЛИАН СИТКОВЕЦКИЙ, скрипка
Гартия фортепиано: БЭЛЛА ДАВИДОВИЧ (1), АНДРЕЙ МЫТНИК (2), ВЛАДИМИР ЯМПОЛЬСКИЙ (3)
ПЯТАЯ ПЛАСТИНКА
І сторона
Г. Эрнст (1814—1865). ПОСЛЕДНЯЯ РОЗА ЛЕТА, этюд № 6 соль минор
А. Баццини (1818—1897) . РОНДО ми минор
П. Сарасате (1844—1908)
МАЛАГЕНЬЯ № 1 из Испанских танцев, соч. 21
ХАБАНЕРА № 2 из Испанских танцев, соч. 21
ІI сторона
Б. Барток (1881—1945). СОНАТИНА ре мажор
К. Липинский (1790—1861). КАПРИС ре мажор, соч. 20 № 3
К. Шимановский (1882—1937). МИФ «ФОНТАН АРЕТУЗЫ» соч. 30 № 1
Г. Венявский (1835—1880)
КАПРИС-КАДЕНЦИЯ ля мажор, соч. 10 № 7
ПОЛОНЕЗ ре мажор, соч. 4
ЮЛИАН СИТКОВЕЦКИЙ, скрипка
Партия фортепиано: БЭЛЛА ДАВИДОВИЧ (3, 4, 5, 7), НАУМ ВАЛЬТЕР (9)
В этом альбоме представлены записи выдающегося советского скрипача Юлиана Григорьевича Ситковецкого.
Юлиан Ситковецкий рано ушел из жизни. Он умер тридцати трех лет — в ту пору, когда артист обычно только начинает достигать своей зрелости. Однако за этот недолгий срок Ситковецкий сумел вписать яркую страницу в историю советского скрипичного исполнительства, сумел потому, что его игра всегда была отмечена самобытностью.
Ю. Ситковецкий родился в 1925 году в Киеве в семье музыканта. Игрой на скрипке он увлекался с детства. После нескольких лет занятий у известного киевского педагога, профессора Д. Бертье, Ситковецкий в 1938 году приехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу, в класс профессора Абрама Ильича Ямпольского. У этого замечательного педагога, воспитавшего целую плеяду выдающихся скрипачей, Ситковецкий продолжал заниматься и в Московской консерватории.
Уже в годы учения скрипач обнаружил поистине феноменальные данные. Поразительная виртуозная одаренность Ситковецкого приводила в восхищение А. Ямпольского. «Там, где иному скрипачу нужны сутки напряженнейшей работы, Юлику достаточно часа», — говорил профессор о своем ученике.
Интенсивную концертную деятельность Ю. Ситковецкий начал, еще обучаясь в консерватории. Особенно интересным было его выступление на студенческом конкурсе на лучшее исполнение концерта Глазунова. Несмотря на то, что конкурентами Ситковецкого были многие известные скрипачи, он завоевал первое место, получив право играть этот концерт с оркестром.
В 1945 году Ю. Ситковецкий становится лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, а в 1948 году на конкурсе I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге он разделил победу с двумя другими учениками А. Ямпольского — Леонидом Коганом и Игорем Безродным. Завоевав второе место на Международном конкурсе имени Венявского в Познани (1952 год) и на Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1955 год), скрипач выходит на мировую сцену.
Все эти годы Ю. Ситковецкий много работал, постоянно концертировал в городах СССР и зарубежных стран — Польши, Чехословакии, ГДР и Румынии, Бельгии и Голландии. Его выступления сопровождались неизменным успехом. Нельзя было равнодушно слушать в интерпретации Ситковецкого «Последнюю розу лета» — сверхвиртуозный этюд Эрнста для скрипки соло, сложнейшие пьесы Венявского, Липинского, каприсы Паганини или его же Второй концерт со знаменитым финалом — «Кампанеллой», исполняемой скрипачом с поразительной яркостью звучания, филигранной отточенностью, легкостью и изяществом.
Но Ситковецкий был не только виртуозом. С годами его мастерство неуклонно совершенствовалось, обретая все большую глубину, яркую индивидуальность, эмоциональную насыщенность, искусство тончайшей отделки деталей. Репертуар его постоянно расширялся. Ситковецкий с одинаковым успехом исполнял концерты Глазунова, Чайковского, Брамса, а также Хачатуряна, Ракова и других советских композиторов. Как писал Один венгерский критик, в Ситковецком «под оболочкой виртуоза живет крупный художник».
Ю. Ситковецкому были свойственны смелость, выдержка и находчивость в трудных обстоятельствах. Однажды, когда скрипач играл концерт Шебалина, транслируемый по радио, во время исполнения у него лопнула струна. Некоторое время Ситковецкий играл на трех струнах, а затем, в паузе взяв инструмент у одного из оркестрантов, доиграл концерт до конца. Никто из слушавших передачу (включая профессора Ямпольского) ничего не заметил.
В последние годы Ситковецкий уделял много времени ансамблевой игре, исполняя сонаты и пьесы для скрипки и фортепиано с Б. Давидович, играя партию первой скрипки в квартете имени Чайковского. Ситковецкий глубоко интересовался старинной музыкой, которая нашла в нем своеобразного и вдумчивого интерпретатора.
Одна из последних работ скрипача — Первый скрипичный Концерт Д. Шостаковича. Ситковецкий трудился над ним, уже будучи смертельно больным, и, чтобы преодолеть мучительную боль, привязывал себя во время игры ремнями к кровати. Но несмотря на тяжелое состояние, музыкант блестяще сыграл концерт; его исполнение заслужило высокую оценку автора.
Ю. Ситковецкий сделал значительное число записей, высоко оценивающихся советской и зарубежной критикой. В альбоме, включающем произведения самых различных эпох и стилей, жанров и форм, собраны записи, публикующиеся впервые или давно не переиздававшиеся. Знакомство с ними поможет слушателю составить представление о высоком и многогранном даровании замечательного музыканта.