Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Я вас любил (Б. Шереметьев — А. Пушкин) — 2.10
Сердце-игрушка (А. Гурилев — Э. Губер) — 2.18
Мы вышли в сад (М. Толстой — А. Толстая) — 2.19
Желание (П. Булахов — Н. Греков) — 3.58
Утро туманное (В. Абаза — И. Тургенев) — 3.18
Не пробуждай воспоминаний (П. Булахов — автор слов неизвестен) — 4.25
Я знал ее милым ребенком (А. Титов — Д. Минаев) — 2.32

Сторона 2
Чудная роза (авторы музыки и слов неизвестны) — 1.19
Шутила ты (Н. Риттер) — 2.26
Ты поила коня (В. Агафонов — С. Есенин) — 1.38
Прощальный ужин (Сегодня бледная луна…) (А. Вертинский) — 4.06
У высокого берега (А. Вертинский — А. Блок) — 1.52
Целую ночь соловей нам насвистывал (В. Баснер — М. Матусовский) — 3.39
Еще не раз вы вспомните меня… (В. Кругликов — Н. Гумилев) — 1.39

Валерий Агафонов, пение, гитара. Архивные записи 1981, 1984

Составитель Михаил Крыжановский
Звукорежиссеры: М. Крыжановский, Г. Любимов
Редактор В. Заветный
Художник Г. Кузов. Фото С. Иванова
ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990.
Архивные записи 1981, 1984 гг.
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок
Тираж 19700 Арт. 11-1. Цена 2 руб. 50 коп.

Перед вами пятая из серии выпускаемых фирмой «Мелодия» пластинка Валерия Агафонова. Эти пластинки — благодарная память артисту, память, окрашенная горечью от того, что слова признания остались не услышанными им, от того, что эти записи лишь в малой степени раскрывают творческие возможности В. Агафонова, от того, что ни одну из них Валерий так и не увидел.
К сожалению, известность, успех, слава пришли к В. Агафонову только в последний год жизни, жизни, совсем не похожей на обычную дорогу музыкально одаренного человека. Не было у нею за плечами ни музыкального училища, ни консерватории. К раскрытию своей творческой личности, к осознанию своего предназначения и места в искусстве Агафонов шел долго и путем далеко не накатанным.
Коренной ленинградец, детство которого прошло в блокаду в большой коммунальной квартире, Валерий первые уроки игры на гитаре получил от соседа по «коммуналке». И потом всю жизнь не переставал учиться. Выучил нотную грамоту, научился играть на рояле, а гитарой овладел таи свободно, что не только блистательно аккомпанировал себе, но и работал над произведениями для концертной гитары Вила Лобоса — увы, выступить с этой программой он уже не успел.
Валерий Агафонов не имел диплома об окончании высшего учебного заведения, но дилетантом он не был. Богатейшие природные данные, очень требовательное отношение к себе, огромный труд помогли артисту стать высоким профессионалом.
Биография Валерия Агафонова пестра.
Некоторое время он был вольнослушателем в Академии художеств, потом в Театральном институте на курсе В. В. Меркурьева. Вечером учился, а днем здесь же работал электриком. В памяти сохранились импровизационные концерты, когда мы, студенты, свободные от репетиций, лекций, показов, собирались под институтской лестницей и никому не известный тогда вольнослушатель-электрик пел нам песни и романсы, аккомпанируя себе на гитаре.
А вскоре, оставив Театральный институт, Валерий уже поет русские песни и романсы для зарубежных посетителей ресторана «Астория». Затем он становится актером Вильнюсского русского драматического театра, снимается в фильмах «Путина» и «Личной безопасности не гарантирую...», под псевдонимом Ковач выступает в цыганском ансамбле с исполнением цыганских таборных песен.
С 1980 года Валерий Борисович Агафонов — артист Ленконцерта, организации, занимающейся прокатом талантов и мало озабоченной проблемами их творческого роста. Но, благодаря переполняющей его жажде творчества, Валерий не только много концертирует, но и постоянно расширяет свой репертуар, совершенствует мастерство.
Программы его концертов состоят из русских бытовых и классических романсов, цыганских песен и так называемых цыганских романсов.
Избранному жанру он остается верен даже тогда, когда в Ленконцерте ему предлагают приготовить программу из произведений советских композиторов. Валерий соглашается и выбирает произведения, стилизованные под старинные романсы. Так в его репертуаре появляется романс В. Баснера «Целую ночь», написанный для
телефильма «Дни Турбиных» в духе старинного русского романса.
В работе над произведениями, в выборе репертуара Валерий Агафонов отталкивался прежде всего от слова, поэтической основы романса. Вот почему в его репертуаре была программа романсов на стихи поэтов пушкинской поры, поэтов начала XX века — Н. Гумилева, А. Ахматовой, А. Блока. Высокая поэзия была представлена, осмыслена и донесена до слушателя этим замечательным певцом.
Необходимо отметить чрезвычайно редкое и ценное качество, которым обладал Валерий Агафонов, — у него было безукоризненное чувство стиля. Исполняя романс на стихи Пушкина, певец погружает нас в атмосферу пушкинского времени, цыганская песня переносит нас в многоцветье цыганского табора, романсы же из репертуара А. Вертинского отнюдь не имитация манеры великого мастера, но исполнены в его стиле с привнесением своего личного отношения к произведению.
Думается, что сегодняшний интерес к творчеству Агафонова — это прежде всего интерес к глубокому, тонкому интерпретатору русского романса, жанра, чрезвычайно сложного при всей его кажущейся легкости и доступности. Этот жанр требует от исполнителя помимо певческих данных большой культуры, артистизма, прекрасного знания музыкальной литературы, тонкого чувства эпохи, времени.
Богатство красок, тончайшая интонационная филигрань, великолепная дикция, глубокое осмысление романса отличают творчество Валерия Агафонова, При этом, не форсируя голос, он демонстрирует совершенное владение им, красоту тембра.
Романсы в исполнении Агафонова подобны живописным миниатюрам — они лаконичны, точны, ярки. В них оживают надежды, переживания, радости и страдания давным-давно живших людей, между которыми возникали и рвались нити сердечной близости. Артист своим удивительным мастерством заставляет нас сострадать сегодня вновь этим давно прошедшим драмам и разбитым некогда сердцам.
Благоговейное отношение к любимому жанру сказалось и в том, что у Агафонова была целая картотека русского романса с обязательным указанием автора слов и музыки, имена которых он отыскивал с завидным упорством. Это ли не говорит о большой любви и благодарности певца искусству прошлых лет, давшему ему чудесную возможность выразить в наши дни свои мысли и чувства.
Открытия, которые подарил нам Валерий Агафонов, не ограничивались вещами забытыми или малоизвестными. Благодаря своей исполнительской манере, чуждой аффектированному чувству, надрыву, полной внутреннего драматизма, внешней сдержанности при большой духовной наполненности, артисту удалось вернуть первозданную чистоту и прелесть хорошо известным«запетым» романсам. Знаменитые «Хризантемы», «Изумруд», «Пара гнедых», «Мы вышли в сад» и многие другие зазвучали в его исполнении с новой силой и обаянием.
Человек широких интересов и разносторонних способностей, В. Агафонов пробовал и сам писать музыку. Его романс — «Ты поила коня» на стихи С. Есенина — включен в эту пластинку.
«Еще не раз вы вспомните меня и весь мой мир, взволнованный и странный» — эти гумилевские строчки стали названием пластинки.
Мы возвращаемся к искусству Валерия Агафонова вновь и вновь, мы познаем его мир, масштаб его творческой личности, его такое своеобразное исполнение и толкование русского романса.
Н. Вайнберг