Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Мисс Мелодия — 6.50
Следи за своими шагами — 5.24
Время должно измениться — 6.22

Сторона 2
Ганга — 8.31
Конец пути — 9.24

Лакшминараяна Субраманиам, скрипка

Инструментальная группа:
Секар, тавил
Раман Р., мохорсинг
Субаш Чандран, гатан
Гранесан Н., тамбура
Дутт Ррил, коннакол
Шринивасан, мридангам
Рангачари, инжира
Марк Массей, синтезатор
Джордж Сперанс, гитара
Рональд Вагнер, ударные
Тарас Шнайдер, синтезатор
Марк Пекарский, ударные
Николай Льговский, ударные
Николай Левиновский, клавишные
Юрий Генбачев, ударные
Станислав Коростелев, ударные
Александр Ростоцкий, бас-гитара
Борис Курганов, саксофон-альт
Ринат Шаймухаметов, гитара

Звукорежиссер Р. Рагимов Редактор К. Симонян Художник А. Цупров
Фото А. Малахина
Запись 1988 г.

переиздание на CD см. MEL CD 60 00701

Индийский скрипач Лакшминараяна Сумбраманиам хорошо известен во всем мире, в том числе и в нашей стране. Напомним только, что Л. Сумбраманиам и его младший брат Л. Шанкар — сыновья знаменитого музыканта, педагога, представителя южноиндийской классической традиции В. Лакшминараяна. Старший брат кроме обязательного в семье музыкального образования получил также медицинское, поэтому его нередко называют «доктор Субраманиам».
В течение 1987— 1988 годов скрипач Л. Субраманиам неоднократно приезжал к нам на гастроли, его выступления (в том числе с выдающимся скрипачом Иегуди Менухином) транслировало Центральное телевидение, фирма «Мелодия» выпустила две пластинки: «Беседы» (джаз-роковые встречи Субраманиама со своим коллегой — французским джазовым скрипачом Стефаном Грапелли) и «Южноиндийская классическая музыка».
Во время своего очередного визита в нашу страну доктор Субраманиам нашел возможность встретиться на Всесоюзной студии грамзаписи с советскими музыкантами — участниками джаз-ансамбля «Аллегро» и коллективом ударных инструментов под управлением Марка Пекарского. В результате студийной доработки записи как самим Субраманиамом, так и звукорежиссером Р. Рагимовым появилась настоящая пластинка, которая получила название «Время должно измениться».
Настоящая работа Субраманиама продолжает активные поиски индийского скрипача в области синтеза мировых музыкальных культур — джаза и рок-музыки, индийских рага и европейского симфонизма.
Пластинка открывается пьесой, название которой говорит само за себя, — «Мисс Мелодия». Наверное, стоит напомнить, что в восточной, в том числе и индийской, музыкальной традиции мелодия — основное выразительное средство, и поэтому индийский скрипач обращается в первую очередь к вокальной по своей природе кантилене.
В названии второго номера «Следи за своими шагами» можно увидеть намек на танцевальный характер музыки. Быть может, это своеобразная «зарисовка с натуры»: энергичный ритм, переплетение линии ударных и синтезатора, упрямо повторяющиеся мелодические обороты — все это создает атмосферу индийского традиционного или народного танца.
Заглавная композиция пластинки — «Время должно измениться» — напоминает аналогичные работы брата Субраманиама Л. Шанкара с группой «Шакти» и начинается с «бола» — декламации отдельных слогов, которые помогают музыкантам и слушателям ориентироваться в сложных ритмических рисунках, а заканчивается звукописью — гулкими раскатами литавр, звоном медных тарелок, напоминающим шум бурного речного потока, и, снова, звуками человеческого голоса. Природа — как символ времени и вечности и человек — как символ перемен?
Вторую сторону пластинки открывает пьеса «Ганга», пожалуй, наиболее джазовая из всех пяти композиций диска. Соло скрипки подводит к кульминации, за которой следует точная реприза.
Если всю пластинку в целом в соответствии с индийскими традициями определяет фактически одно настроение, одно, быть может, несколько замедленное для европейского слуха развитие музыкального материала, то заключительная композиция «Конец пути» поворачивает все иной гранью — в ней все контрастнее, быстрее, активнее: и чередование написанных эпизодов с импровизируемыми, и ритмические рисунки, и тембры инструментов (особенно эффектно соло саксофона-сопрано в финале). Характерный минорный лад, общий и для индийской и для европейской музыки (прежде всего той, что испытала влияние Востока, — испанской, цыганской, русской), напоминает и о джазе, и о русском романсе, и о европейской музыкальной классике. И, как вся пластинка в целом, заставляет вновь задуматься о том, что мировая культура едина, «связь времен» неразрывна, хотя время, конечно же, «должно измениться». Хочется надеяться, в лучшую сторону.
Д. УХОВ