Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Огни большого города, фонограмма фильма (Ч. Чаплин) — 24.15

Сторона 2
Новые времена, фонограмма фильма (Ч. Чаплин) — 24.30

Реставратор Т. Павлова. Редактор Г. Скороходов. Художник А. Григорьев
Записи 1930 и 1934 гг.

«Из всех других искусств кино ближе всего музыке», — утверждал Чарльз Спенсер Чаплин (1889 — 1977).
Зрители сохранили в сердцах имя великого актера, режиссера, сценариста. Быть может, меньше знают Чаплина как композитора, который создал особый музыкальный мир своих фильмов. А ведь за музыку к фильму «Огни рампы» Чаплин в 1972 году был удостоен «Оскара» — высшей награды Американской академии киноискусства.
Музыка окружала Чаплина с детства. Сын артистов, шестилетний Чарли уже пел и танцевал на сцене мюзик-холла. Музыка неизменно сопутствовала ему и позже, когда он овладел искусством акробатики, пантомимы и эквилибристики.
С 1914 года Чаплин снимается в кино. Его маска «маленького человека», бродяги, визитной карточкой которого явились потертый котелок, черные усики, тросточка и поношенные, не по ноге большие ботинки, становится всемирно знаменитой.
В своих фильмах Чаплин сумел многообразно воплотить, казалось бы, несоединимое — комедию и драму, фарсовость и трагедийность. Его герой вызвал у зрителей не только искренний смех, но и глубокое сочувствие. Эти качества отразились и в музыкальных фонограммах фильмов «Огни большого города» (1931) и «Новые времена» (1936). Музыка эта заставляет не только вспомнить чаплинского персонажа. Она запечатлела его эмоции— от фарсовых проявлений до неподдельной грусти, от стремления никогда не терять бодрости духа, относиться к жизненным невзгодам оптимистически до сентиментальной чувствительности, а то и драматических переживаний, граничащих с трагедией.
Используя знакомые мелодии, пародийно цитируя известные произведения различных музыкальных жанров, сталкивая их, Чаплин умел и в фонограммах своих фильмов достигать комического эффекта. Рядом с этими страницами, полными
юмора, неожиданнее звучат лирические эпизоды, удивляющие открытостью чувств и незащищенной наивностью, которые воспринимаются у Чаплина тем острее, что соседствуют с почти апокалипсическими темами «большого города», чуждого «маленькому человеку» и угрожающего его существованию.
Оригинальные фонограммы фильмов «Огни большого города» и «Новые времена», представленные в очередном выпуске серии «Мелодии зарубежного экрана», записаны оркестром под управлением Альфреда Ньюмена, которому принадлежит и аранжировка. Песню, исполняемую героем «Новых времен» на несуществующем, придуманном композитором языке, поет Чарли Чаплин.
Глеб Скороходов