Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В одной из немногочисленных книг 30-х годов, посвященных советскому джазу, профессор С. Бугославский, обобщив опыт отечественных джазовых ансамблей, сделал интересный прогноз: «Советским инструментаторам и участникам джаз-ансамблей открывается дальнейшее широкое поле творческих исканий: они могут кое-что заимствовать из приемов зарубежного джаза, но много ценного должны заимствовать из народной музыки. Советские баянисты, кеманчисты, исполнители на народных деревянных духовых инструментах отлично владеют искусством многообразно варьировать данную мелодию и импровизировать на ее основе. Такие свободные импровизации найдут место и в соло пьес для джаза, особенно в обработке народных песенных и танцевальных мелодий».
К тому моменту, когда писались эти строки, коллективы, вступившие на «широкое поле творческих исканий» в области народной мелодики, делали свои первые шаги.
Осенью 1939 года Москва как к большому празднику готовилась к встрече с участниками первой Декады армянского искусства. О программах предстоящих спектаклей, концертов, выставок сообщали радио, газеты и журналы. Любителей джаза в этих сообщениях привлекла одна новость: на гастроли в Москву приедет коллектив, о котором никто из москвичей ничего не знал,— Государственный джаз Армянской филармонии под художественным руководством композитора Артемия Айвазяна.
«Все музыкальные номера джаза театрализованы,— писал музыкальный руководитель декады А. Мелик-Пашаев,— исполняются легко, непринужденно и воспринимаются с большим интересом».
Это первое свидетельство известного музыканта вскоре полностью подтвердилось. Публика с энтузиазмом встретила выступления джаза из Армении, показавшего свою премьерную программу в рабочих клубах, Дворцах культуры, на сцене Большого театра. Коллектив был удостоен особой чести — принял участие в праздничном концерте, что состоялся в Георгиевском зале Кремля.
Государственный джаз Армении (так стал именоваться новорожденный) был создан заслуженным деятелем искусств Армянской ССР А. Айвазяном в апреле 1938 года. «Базой» оркестра послужил ансамбль, организованный двумя годами ранее трубачом, виртуозно владеющим своим инструментом, Цолаком Вартазаряном, которому Артемий Сергеевич предложил в Госджазе пост дирижера, взяв на себя художественное руководство.
Творчество Артемия Айвазяна, впоследствии народного артиста СССР, в течение почти двадцати лет определяло лицо джаза Армении. Выдающийся музыкант, которого называли ашугом, воспевшим свой неповторимый край, сумел соединить в своих произведениях достижения различных культур, сохранив при этом верность национальным музыкальным традициям.
Еще в детстве (Айвазян родился в 1902 году) он учится игре на рояле и виолончели, которая вскоре становится его главным увлечением. Закончив Тбилисскую, а затем и Московскую консерватории, юный музыкант выступает с сольными виолончельными концертами перед слушателями Москвы и Закавказья, а в 1933 году на I Всесоюзном конкурсе инструменталистов завоевывает звание лауреата.
Однако наиболее полно раскрылся талант Айвазяна в композиции, которой он постепенно отдает себя целиком. Его «перу» оказались подвластны все жанры — симфонический, камерный, оперный, музыкальной комедии (Айвазян является создателем первой в Армении национальной оперетты), эстрадный.
Уже в первой программе армянского джаза прозвучали айвазяновские обработки народных мелодий, в числе которых были «Лезгинка» и «Он был красивым» — песни, написанные в модных танцевальных ритмах, но тем не менее неизменно отмеченные печатью национального колорита. Этой репертуарной линии — широкого использования в джазе армянского фольклора, произведений армянских композиторов — Артемий Сергеевич следовал постоянно. В своих поисках художественный руководитель джаза нашел поддержку и понимание дирижеров, в разное время работавших в оркестре,— названного выше Ц. Вартазаряна, А. Андриасяна, М. Татевосяна и др.
Айвазяновский коллектив воспитал многих талантливых музыкантов. Среди них — трубач М. Хачатрян, саксофонисты П. Айвазян, А. Андриасян, А. Арутюнян, С. Торосян, скрипачи М. Татевосян, В. Меликян, С. Мурадян, Н. Кюрегян, А. Согомонян, сузафонист Г. Оганесян, гитарист С. Марданов, исполнитель на бассете А. Меликсетян, аккордеонисты Т. Малаян, К. Орбелян (руководитель нынешнего Эстрадного оркестра Армении), исполнители на ударных инструментах А. Чарчоглян, Р. Еолчиян и др.
Настоящий выпуск «Антологии» знакомит слушателей с записями, сделанными Государственным джазом Армении в период с 1939-го по 1954 год.
Песня «Он был красивым» из первой программы оркестра записана 3 ноября 1939 года сразу после окончания Декады армянского искусства в Москве. Поют С. Перян и Б. Мависакалян.
В этот же день была записана одна из первых песен А. Айвазяна, сочиненная специально для джаза Армении,— «Цвети, родной край» (выходила под названием «Родина»). Поет А. Самуэлян. Дирижер Цолак Вартазарян.
В годы войны Государственный джаз Армении давал концерты для фронтовиков, выступал в госпиталях и воинских подразделениях. Нередко артисты оркестра перечисляли весь сбор от своих концертов в фонд обороны. Из репертуара тех лет на пластинки было записано одно произведение — «Стилизованный танец» (4 февраля 1945 года). Дирижер Мукуч Татевосян.
Летом 1948 года коллектио Артемия Айвазяна гастролировал в Москве на лучшей в ту пору концертной площадке — в Эстрадном театре сада «Эрмитаж». Из большой новой программы джаза Армении было записано на пластинки три номера, имевших у зрителей едва ли не наибольший успех. «Джан Ереван» поет вернувшаяся на родину из Румынии Такун Кесаян. Запись сделана 15 июня 1948 года в Доме звукозаписи. Тогда же записана одна из самых популярных песен А. Айвазяна «Родина», а 12 июля — его же композиция «Караван», отразившая репертуарные поиски художественного руководителя оркестра. Оба названных произведения исполняет Мартик Ованесян, талантливый певец, репатриант из Болгарии.
Каро Тоникян, приехавший на родину из Греции,— один из лучших певцов джаза Армении, переименованного в 1949 году в Эстрадный оркестр. Тоникян выступает с этим коллективом более пяти лет. С его голоса завоевали популярность многие песни А. Айвазяна и других композиторов, сотрудничавших с оркестром.
В программу «Антологии» вошли в исполнении Каро Тоникяна записи 1949— 1954 годов, сделанные в подавляющем большинстве в Ереване, в студии республиканского радиокомитета: «Заро» (имя девушки), две песни на стихи Ваана Арутюняна — «Шагай, мой караван» («Караван») и «Каринэ», испанская песня «Кармен» и фокс-марш Артемия Айвазяна «Армения», которым обычно завершались концерты оркестра.
«Сюита армянских танцев», включающая три инструментальных пьесы — «Севанские рыбаки», «Зангезурский танец» и танец «Арагаци», а также «Лезгинка», украшавшая первую программу Государственного джаза Армении,— образцы фольклорного направления репертуара этого коллектива. Записаны Комитетом по радиовещанию Армянской ССР во второй половине 40-х годов.
Глеб Скороходов

Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность М. А. Харазяну, К. В. Колтухчяну за помощь, оказанную при работе над данной программой.