АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ, флейта
АЛЕКСАНДР БАХЧИЕВ, клавесин
Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ (1685 — 1759). Сонаты для флейты и клавесина. Редакция А. Бахчиева
Сторона 1
Соната №9 ля минор (Галльская соната № 1) (14.32)
1. Adagio 2. Allegro 3. Adagio 4. Allegro
Соната № 10 ми минор (Галльская соната № 2)
1. Adagio 2. Allegro — (5.14)
Сторона 2
3. Grave 4. Minuet -(5.15)
Соната № 11 си минор (Галльская соната № 3) (11.44)
1. Adagio 2. Allegro 3. Largo 4. Allegro
АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ, флейта. АЛЕКСАНДР БАХЧИЕВ, клавесин
Звукорежиссер М. Пахтер. Редактор И. Чумакова
Творчество Георга Фридриха Генделя — одна из ярчайших страниц музыкальной классики XVIII века. Создатель множества замечательных ораторий, опер и кантат, великолепных оркестровых концертов и клавирных сюит, Гендель вошел в историю музыки как великий художник-гуманист, чье искусство, проникнутое высоким гражданским пафосом, всегда было обращено к широчайшему кругу слушателей.
Камерно-инструментальные ансамбли Генделя менее известны, однако R них не менее рельефно отражены красота и совершенство его музыки. Перу композитора принадлежит около сорока ансамблей различного состава, созданных в разные периоды творчества. Видное место среди них занимают сонаты для флейты и клавесина.
С широко распространенными в конце XVII — начале XVIII столетия зародившимися в Италии жанрами сольной сонаты и трио-сонаты Гендель познакомился еще в юношеские годы, обучаясь композиции и игре на различных инструментах у Ф. В. Цахова, побывав с концертной поездкой в Берлине, подружившись с выдающимся немецким композитором Г. Ф. Телеманом. Полученные им музыкальные впечатления отразились в ряде камерных ансамблей, в том числе в трех сонатах для флейты и генерал-баса, сочиненных, возможно, еще в родном городе Галле, до переезда в Гамбург в 1703 году.
Настоящая запись, осуществленная на основе наиболее авторитетного собрания сочинений Генделя, опубликованного совместно издательствами «Barenreiter-Verlag, Kassel und Basel» и «Deutsche Verlag fur Musik, Leipzig», серия IV, том 3, включает три ранние флейтовые сонаты Генделя, относящиеся к галльскому периоду творчества. По облику, строению и характерным особенностям письма юношеские сонаты близки семи зрелым сонатам для флейты и клавесина, входящим в опус 1 и изданным около 1722 года, отличаясь от них, быть может, несколько большей простотой. Присущие Генделю строгая красота мелодий, великолепное полифоническое мастерство, стройность формы, глубина содержания широко- отразились в его сонатах АЛЯ флейты и генерал-баса, вместе с сочинениями И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и А. Вивальди принадлежащих к лучшим флейтовым произведениям эпохи барокко.
За основу композитор берет итальянскую sonata da chiesa (церковную сонату) с ее чередованием четырех контрастных по темпу частей (медленно — быстро — медленно — быстро). Первые части в темпе Adagio — медленные задумчивые монологи флейты, звучащие на фоне полифонизированного клавесинного сопровождения. Вторые части — Allegri в старинной двухчастной форме (сонаты № 9, 11) или в форме фуги (Соната № 10 с фугой на хроматизированную «ламентозную» тему). Третьи части - в медленных темпах — снова лирические флейтовые монологи. Основная тональность здесь иногда сменяется родственной в противоположному ладу (Соната № 11).
Подвижные финалы наиболее непосредственно обнаруживают связь с танцем: менуэтом (Соната № 9), паспье (Соната № 11). По сравнению со вторыми частями циклов их фактура более проста и не столь полифонична. Но, несмотря на обилие общих черт, каждой сонате присуще неповторимое своеобразие, которое придает ей неистощимая мелодическая изобретательность Генделя, широта и непринужденная свобода развития, удивительное благородство стиля. Слушая эту музыку, нельзя не вспомнить слова композитора: «Мне было бы грустно, если бы я только доставлял людям удовольствие. Моя цель — сделать их лучшими».
* * *
Флейтист Александр Корнеев (р. 1930) — один из ведущих советских исполнителей на духовых инструментах. Он окончил Московскую государственную консерваторию (1952) и аспирантуру (1955), где занимался у профессоров В. Н. Цыбина и Ю. Г, Ягудина, А, Корнеев неоднократно участвовал в международных конкурсах; ему были присуждены звания лауреата на конкурсах Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Будапеште (1949), Берлине (1951), конкурсе исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи в Праге (1953). Артист выступал с Э. Гилельсом, С. Рихтером, Д. Ойстрахом, Т. Николаевой и другими известными музыкантами.
С 1949 по 1977 год Александр Корнеев являлся первым флейтистом Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В настоящее время Корнеев ведет широкую концертную деятельность в СССР и за рубежом, выступая как солист и в составе различных камерных ансамблей, руководит ансамблем солистов, выступающим с исполнением многих произведений современной советской и зарубежной музыки, а также преподает в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе. Его искусство получило широкое признание; флейтисту посвятили свои произведения многие советские композиторы — Вайнберг, Левитин, Тактакишвили и другие, В 1966 году Александру Корнееву присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Александр Бахчиев (р. 1930) — воспитанник Московской консерватории, которую он окончил в 1953 году по классу профессора Л.Н.Оборина. В 1953 — 1956 годах под его же руководством пианист совершенствовался в аспирантуре. Концертную деятельность А. Бахчиев начал еще в студенческие годы, выступая как солист в камерных и симфонических концертах. В 1951 году пианист был удостоен звания лауреата на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине.
Александр Бахчиев концертирует во многих городах Советского Союза, гастролировал во Франции и ГДР, постоянно выступает и записывается в самых различных по составу камерных ансамблях.
В репертуаре сонатного ансамбля А. Корнеева и А. Бахчиева — все сонаты для флейты и клавира И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, С. Прокофьева, Ф. Пуленка и др. Рецензент журнала «Советская музыка» (1970, № 6) отмечал «исключительную ансамблевую чуткость музыкантов», «чистую и ясную полифонию», «удивительную штриховую согласованность между исполнителями».