Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В одной из своих давних программ Аркадий Райкин вывел на сцену «человека, который не смеется», — эдакого выхваченного из жизни бюрократа-демагога, не приемлющего сатиры и критики ни в какой форме. Он недоумевал: «У нас огромные успехи, колоссальные достижения, а вам смешно?!» Ему пытались объяснить, что сатира имеет дело с пороками, промахами, недостатками, но он не отступал: «Значит, у нас есть недостатки, а вам смешно?!»
«Товарищи из театра, — рассказывал Райкин, — советовали мне не обращать на него внимания, а я подумал: может быть, как раз и стоит обратить! Обратить внимание на все прогнившее, омертвевшее, на все то, что мешает нашему движению вперед, — во имя простых и хороших наших людей, во имя внимания и чуткости к ним!»
С тех пор прошло много лет, но народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Аркадий Райкин остался верным оруженосцем сатиры. Его сатирическое искусство, как и искусство вообще, — средство познания жизни, с той только разницей, что, беря под обстрел отрицательные стороны действительности, Райкин помогает зрителям и слушателям распознать то. чего в жизни быть не должно, с чем наше общество ведет борьбу.
Неизменное оружие Райкина — смех. «Мы мирные люди, мы против войны, мы за разоружение, но мы никогда не откажемся от оружия смеха», — говорил артист в одном из своих спектаклей. Персонажи райкинских монологов и миниатюр, хотя они еще живут рядом с нами, принадлежат прошлому, ибо у них нет будущего. Мораль нашего общества не оставляет места для людей с психологией канцеляриста, подхалима, взяточника, рвача, людей бездушных, пекущихся только о собственном благополучии. Райкин борется с ними сегодня, выставляет их на всеобщее осмеяние, показывая нам их стремление во что бы то ни стало удержаться на поверхности, найти для себя лазейку, приспособиться к современности, сменив старые одежды на новейшие.
Осмеять по-райкински — значит повергнуть. Ища и неизменно находя наше сочувствие и понимание своей позиции, Райкин приглашает смеяться вместе с ним. В марксовой формуле «Человечество смеясь расстается со своим прошлым» — оптимизм сатирического искусства Аркадия Райкина.
Его смех может быть злым, но не злобным, его сатира — острой, но не желчной, гневной, но не свирепой. И как это ни парадоксально, сатирическое искусство Райкина при этом всегда остается гуманным: в нем как бы постоянно присутствует мечта артиста о том времени, когда навсегда исчезнет все то, что сегодня мешает людям жить и работать.
Программа «Избранные страницы» предоставляет возможность услышать фрагменты из популярных спектаклей Ленинградского театра миниатюр, поставленных за последние тридцать лет. Одни из них (как, например, монолог М. Жванецкого «В греческом зале») хорошо знакомы слушателям, хотя и впервые появляются на пластинке, другие (миниатюра А. Хазина «Жил на свете рыцарь бедный», галерея сатирических персонажей «Анкета» В. Лившица и А. Хазина) давно не исполнялись артистом и явятся для многих своеобразным сюрпризом. В программу включены и два монолога из недавней работы театра — спектакля «Дерево жизни» («Зависит от нас...»), записанного в 1981 году. Завершаются «Избранные страницы» новой записью песни Я. Френкеля на стихи И. Шаферана, звучащей в устах Аркадия Райкина своеобычным художественным кредо артиста, взявшего почетной обязанностью служить своим искусством народу.
Г. Скороходов

АОЛЗ
Зак.142—О—24720