АЛЕКСАНДРА СТАШКЯВИЧЮТЕ, сопрано (1899 — 1984)
Арии из опер
Сторона 1
ДЖ. ВЕРДИ (1813— 1901)
Сцена, песня и молитва Дездемоны («Отелло», 4 д.) — 15.52
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840— 1893)
Ариозо Иоланты («Иоланта») — 2.39
Сторона 2
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
Сцена письма Татьяны («Евгений Онегин», 1 д.) — 11.53
Ариозо Кумы («Чародейка», 4 д.) — 2.34
Ш. ГУНО (1818— 1893)
Речитатив и ария Маргариты («Фауст», 3 д.) — 5.43
На литовском (1, 2, 4, 5), русском (3) языках
Симфонический оркестр Литовского радио. Дирижер А. Кленицкис (1, 3)
Хаймас Поташинскас, фортепиано (2, 4, 5)
Реставратор Р. Мотеюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник М. Богуш
Фото А. Жижюнаса
Записи Литовского радио 1951 г. (1, 3), 1955 г. (2, 4, 5)
На сцене Каунасского государственного театра Александра Сташкявичюте появилась в 1930 году. В памяти слушателей осталось не только ее вокальное мастерство в партиях Татьяны, Маргариты, Мими, Баттерфляй, Дездемоны, но и актерский талант. Сташкявичюте гордилась тем, что как актрису и певицу (она окончила Пражскую консерваторию) ее высоко оценил Ф. И. Шаляпин, который в 1934 году пел в Каунасе Мефистофеля и пригласил молодую артистку в качестве партнерши на роль Маргариты.
Критика признавала Сташкявичюте звездой оперной сцены, солисткой европейского масштаба, чьи выступления с огромным успехом проходили как в Каунасе, так и в Риге, Таллине, Москве, Праге . . .
За десять лет А. Сташкявичюте исполнила 15 ведущих оперных партий, не избегала при этом второстепенных. Прекласно удавались ей комические роли, так как и в жизни она была необыкновенно веселой и остроумной. Певица любила повторять: «Там, где я присутствую, должно быть весело, красиво, романтично!» Эта убежденность со временем стала благородным ее долгом, потому что с самого начала Великой Отечественной войны Сташкявичюте ежедневно давала по нескольку концертов, пела на вокзалах перед отправлявшимися воинскими частями, во фронтовых окопах, госпиталях... Об этих годах артистка рассказывала с исключительным теплом: ведь никогда не пела она так много и с таким воодушевлением! Не жалея себя, голоса, не думая, что когда-нибудь вернется в оперу. Но в 1944 году Каунасский театр открыл сезон оперой Ю. Карнавичюса «Гражина» с К. Петраускасом и А. Сташкявичюте. Она не только вернулась на сцену, но и одной из первых в республике стала выступать с сольными концертами. И даже после ухода из театра в 1953 году имела долгую и успешную концертную жизнь.
К сожалению, в молодости и в период расцвета творчества певица не записывалась на грампластинки. Первые записи были сделаны, когда ей было уже за 50 ...
Рута Огинскайте
В процессе реставрации архивных записей не удалось восстановить 5 тактов в сцене письма Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского).