Сторона 1
Соната для фортепиано, соч. 1931 г. — 22.55
1. Allegro moderato. 2. Scherzo. 3. Adagio. 4. Finale. Allegro
АЛЕКСАНДРА ЮОЗАПЕНАЙТЕ
Сторона 2
Квартет № 2 для двух скрипок, альта и виолончели, соч. 1984 г. — 13.41
1. Andante cantabile. Allegro. 2. Andante. 3. Allegro giocoso
Вильнюсский государственный квартет: АУДРОНЕ ВАЙНЮНАЙТЕ, ПЯТРАС КУНЦА, ДОНАТАС КАТКУС, АУГУСТИНАС ВАСИЛЯУСКАС
Три пьесы для фортепиано, соч. 1983 г. — 6.00
1. Прелюдия. 2. Чакона. 3. Песня
ВИДМАНТАС КОРИС
Звукорежиссер Р. Мотеюнас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник М. Мачан
Фото Ю. Грикениса
Запись 1986 г.
Йонас Набажас (р. 1907) является одним из первых представителей литовской композиторской школы. В 1933 году был участником первого выпуска Каунасской консерватории, которую он окончил по классу композиции Ю. Груодиса. В 1937 — 1939 годах совершенствовался в Париже у Н. Буланже и Ш. Кёклена. Основные произведения — симфоническая поэма «Песня о грусти и радости», Симфонические вариации, два струнных квартета, Трио для скрипки, альта и фортепиано.
Стилю Й. Набажаса свойственно оригинальное мышление, которое определяет красочный гармонический язык, лаконичное, иногда афористическое изложение музыкальной мысли, неожиданные интонационные обороты, оригинальное осмысление фольклора.
Соната для фортепиано — произведение, имеющее интересную судьбу. Она была создана в 1931 году, когда Й. Набажас кончал музыкальное училище, и принесла ему хорошие оценки критики. Но своей настоящей премьеры Соната дождалась только в 1985 году. Монументальный четырехчастный цикл отражает яркие музыкальные образы. Романтический порыв часто окрашен импрессионистическим колоритом. Произведению характерны яркие контрасты, сложная фактура, скерцозность. К новой жизни Сонату воскресила лауреат конкурса имени М. К. Чюрлёниса А. Юозапенайте-Эсмаа.
Струнный квартет № 2 сочинен в 1984 году. Небольшой трехчастный с вступлением цикл имеет светлый, оптимистический характер. Несмотря на лаконичность изложения тематического материала, красочность гармонического языка, скерцоэность, оригинальность мышления многим напоминают Сонату. Сам автор так представил свое сочинение: «В общем квартет живой, местами веселый. Даже вторая часть не вносит контраста, как и выразительная дзукская народная мелодия в ее среднем разделе. Третья (финальная) часть даже слишком быстрая, против воли автора имеет склонность к испанским ритмам (но темы — свои)».
Три пьесы для фортепиано (Прелюдия, Чакона, Песня) сочинены в 1983 году. В них композитор проявляет себя как мастер фортепианной миниатюры.
О. Нарбутене