1 Большая соната, соч. 37: IV. Finale - Allegro vivace
Михаил Плетнёв (Пётр Чайковский) 06:17
2 Концерт для фортепиано с оркестром No. 2, соч. 44: II. Andante non troppo (Live)
Эмиль Гилельс, Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 09:21
3 Струнный квартет No. 1, соч. 11: II. Andante cantabile
Квартет имени Бородина (Пётр Чайковский) 06:38
4 Струнный квартет No. 2, соч. 22: II. Scherzo - Allegro giusto
Квартет имени Бородина (Пётр Чайковский) 05:25
5 Сюита No. 1, соч. 43: IV. Миниатюрный марш
Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Александр Дмитриев (Пётр Чайковский) 02:03
6 Сюита No. 2, соч. 53 "Характеристическая": III. Юмористическое скерцо
Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Александр Дмитриев (Пётр Чайковский) 04:53
7 Сюита No. 3, соч. 55: I. Элегия
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 11:40
8 Сюита No. 4, соч. 61 "Моцартиана": III. Мольба
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 04:21
9 Симфония No. 2, соч. 17 "Малороссийская": IV. Finale - Moderato assai - Allegro vivo
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 10:22
10 Симфония No. 3, соч. 29 "Польская": III. Andante elegiaco
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 10:42
11 Симфония "Манфред", соч. 58: II. Vivace con spirito
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский (Пётр Чайковский) 09:36
12 Франческа да Римини, соч. 32
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 23:06
13 Гамлет, соч. 67
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 16:50
14 Гроза, соч. 76 (Live)
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 12:43
15 Воевода, соч. 78
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 11:54
16 Буря, соч. 18
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 23:09
17 Фатум, соч. 77
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 16:01
18 Снегурочка, соч. 12: No. 10, Мелодрама (Live)
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 02:53
19 Снегурочка, соч. 12: No. 13, Пляска скоморохов (Live)
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 04:20
20 Опричник: Интродукция
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 06:10
21 Опричник: No. 15, Пляски опричников и женщин
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 05:35
22 Мазепа: Интродукция
Оркестр Большого театра, Фуат Мансуров (Пётр Чайковский) 07:00
23 Мазепа: No. 4a, Гопак
Оркестр Большого театра, Фуат Мансуров (Пётр Чайковский) 04:01
24 Мазепа: No. 15, Антракт "Полтавский бой"
Оркестр Большого театра, Фуат Мансуров (Пётр Чайковский) 05:51
25 Мазепа: No. 10a, Ариозо Мазепы "О, Мария, Мария!"
Оркестр Большого театра, Фуат Мансуров, Владимир Валайтис (Пётр Чайковский - Александр Пушкин) 04:56
26 Чародейка: Интродукция
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Проваторов (Пётр Чайковский) 05:26
27 Чародейка: No. 4, Ариозо Кумы "Глянуть с Нижнего"
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Проваторов, Римма Глушакова (Пётр Чайковский - Ипполит Шпажинский) 04:12
28 Ундина: Интродукция
Александр Гаук, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (Пётр Чайковский) 05:54
29 Ундина: Песнь Ундины "Водопад - мой дядя, ручеек - мой брат"
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Тамара Милашкина, Евгений Акулов (Пётр Чайковский - Владимир Соллогуб, Фридрих де Ла Мотт Фуке, Василий Жуковский) 04:04
30 Ундина: Дуэт Ундины и Гульбранда "Ундина, забудь мои преступленья"
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Тамара Милашкина, Евгений Райков, Евгений Акулов (Пётр Чайковский - Владимир Соллогуб, Фридрих де Ла Мотт Фуке, Василий Жуковский) 04:14
31 Ундина: Финал
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Тамара Милашкина, Евгений Райков (Пётр Чайковский - Владимир Соллогуб, Фридрих де Ла Мотт Фуке, Василий Жуковский) 04:59
32 Орлеанская дева: Интродукция
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский (Пётр Чайковский) 08:12
33 Орлеанская дева: No. 7, "Простите вы, холмы, поля родные"
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский, Ирина Архипова (Пётр Чайковский - Пётр Чайковский, Жюль Барбье, Огюст Мерме, Фридрих Шиллер, Василий Жуковский) 04:41
34 Орлеанская дева: No. 9, Антракт
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский (Пётр Чайковский) 02:43
35 Орлеанская дева: No. 11a, Пляска цыган
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский (Пётр Чайковский) 06:35
36 Орлеанская дева: No. 11b, Танец пажей и карликов
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский (Пётр Чайковский) 01:09
37 Орлеанская дева: No. 11c, Танец шутов и скоморохов
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Геннадий Рождественский (Пётр Чайковский) 04:23
38 Черевички: No. 19, Полонез
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 06:15
39 Черевички: No. 22, Русская пляска и пляска запорожцев
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 07:27
40 Мандрагора: Хор цветов и насекомых
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Хор мальчиков Московского государственного хорового училища, Евгений Акулов (Пётр Чайковский - Сергей Рачинский) 08:01
41 Иоланта, соч. 69: Интродукция
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 02:35
42 Иоланта, соч. 69: No. 1, Ариозо Иоланты "Отчего это прежде не знала"
Оркестр Большого театра, Галина Вишневская, Борис Хайкин (Пётр Чайковский) 03:06
43 Воевода, соч. 3: Увертюра
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 11:02
44 Девять духовно-музыкальных сочинений: III. Херувимская песнь No. 3
Валерий Полянский, Государственный камерный хор Министерства культуры СССР (Пётр Чайковский - Пётр Чайковский) 06:39
45 На сон грядущий, TH 70, ČW 65
Валерий Полянский, Государственный камерный хор Министерства культуры СССР (Пётр Чайковский - Николай Огарёв) 05:42
46 Кантата "Москва": IV. Монолог и хор "Уж как из лесу"
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Академический Большой хор Центрального телевидения и радиовещания, Николай Голованов, Даниил Демьянов (Пётр Чайковский - Аполлон Майков) 05:19
47 Славянский марш, соч. 31
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 09:53
48 Торжественная увертюра на датский гимн, соч. 15
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 12:13
49 Коронационный марш
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов (Пётр Чайковский) 04:51
50 Торжественная увертюра "1812 год", соч. 49
Государственный симфонический оркестр СССР, Евгений Светланов, Николай Назаров, Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР (Пётр Чайковский, Виссарион Шебалин) 15:28
Знаете ли вы Чайковского?
«Фирма Мелодия» продолжает серию цифровых публикаций к юбилею композитора. На этот раз представлена музыка из малоизвестных произведений: оркестровые сюиты, симфонические фантазии «Буря» и «Фатум», фрагменты ранних опер «Ундина», «Воевода», «Опричник», а также единственный фрагмент из оперы «Мандрагора», которая так и осталась в набросках, и многое другое.
Будущий композитор довольно поздно стал серьезно заниматься музыкой. В 19-летнем возрасте выпускник училища правоведения, написавший к тому времени лишь один романс, поступил в только что открывшиеся классы Русского Музыкального общества. Но менее чем через три года юный Чайковский порвал с государственной службой ради Санкт-Петербургской консерватории. В ответ на упреки старшего брата (репутация музыканта в России середины XIX столетия оставалась сомнительной) неудавшейся чиновник заявил: «Настанет время, и ты будешь гордиться родством со мной».
В консерватории Чайковский отказался от предложения своего учителя – прославленного пианиста А. Рубинштейна – перейти в класс «специального фортепиано», словно уже тогда понимал: не блестящая карьера виртуоза определит его судьбу.
С первых лет своей музыкальной деятельности Чайковский осознавал необходимость постоянного труда: «Ни один человек, даже одаренный печатью гения, не создаст ничего не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться». Но ни вера в свои силы, ни овладение всеми тайнами композиторского ремесла не спасали его нервно-чувствительную натуру от сомнений. С какой болезненной мнительностью воспринимал он критику в свой адрес – а ее было немало!
За выпускную кантату (на текст оды Шиллера «К радости») Чайковский был удостоен серебряной медали – высшей награды первого выпуска консерватории. Но Цезарь Кюи подверг ее разгромной критике в «Санкт-Петербургских ведомостях», и Чайковский чуть сам не уверовал в свою «полнейшую бездарность». Много позже знаменитый скрипач Леопольд Ауэр отказался исполнить преподнесенный ему Чайковским скрипичный концерт. А когда концерт все же прозвучал (в Лейпциге, в исполнении Адольфа Бродского), то один из самых авторитетных европейских музыкальных критиков того времени Эдуард Ганслик вынес cвой приговор: «В его музыке видятся мне вульгарные лица дикарей, слышится ругань и ощущается запах водки…». Еще больнее был уничижительный отзыв друга и покровителя Николая Рубинштейна о Первом фортепианном концерте – «никуда не годится, играть его невозможно». Впрочем, даже это не заставило Чайковского изменить ни одной ноты.
Едва ли можно было найти более строгого критика Чайковского, чем он сам. Аплодисменты на премьере первой оперы «Воевода» не помешали автору услышать «чудовищные» недостатки партитуры – и он забрал из театра ноты и уничтожил их. Так же Чайковский хотел поступить и с Пятой симфонией (к счастью, он ограничился тем, что написал на титульном листе автографа «страшная гадость») – и мог ли композитор предполагать, что век спустя она станет самой популярной из его симфоний!
Порой композитору казалось, что его новое детище станет любимым у публики, но премьера оборачивалась тяжким разочарованием; так было и с «Лебединым озером», и с «Орлеанской девой», и с «Чародейкой»… Не все произведения Чайковского разделили славу «Евгения Онегина» и «Щелкунчика». Он и сам признавался: «иногда вдохновенье ускользает, не дается…». Но значит ли это, что признанные шедевры должны навсегда заслонить от нашего взора другие сочинения, которые по тем или иным причинам остались в тени?