Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Вот уже сколько лет прошло, а вспоминается, словно было это вчера,— непроходимая сибирская тайга под первой метелью, неправдоподобно синие просторы незамерзающей Ангары среди белых берегов и дорога, бегущая извиваясь вперед. А потом большое просторное сибирское село Олонки и могила под скромной плитой, на которой написано, что здесь похоронен Владимир Федосеевич Раевский (1795—1872) — первый декабрист. А рядом дом, где прожил он долгие десятилетия и, даже когда пришла амнистия, только съездил ненадолго «в Россию», как тогда говорили, и вернулся домой, чтобы здесь, на суровой сибирской земле завершить свой жизненный путь... Долгий это был путь: детство в богатом отцовском поместье Курской губернии, учение в Благородном пансионе при Московском университете, военная служба, участие во многих сражениях Отечественной войны 1812 года, Бородинская битва, за которую награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость», заграничный поход. Потом недолгая отставка, но уже в 1818 году по настоянию отца он снова на военной службе, на этот раз в Бессарабии. Здесь Раевский встречается с будущими декабристами.
Открыто и смело внушал он солдатам идеи свободы и равенства, заслужив у начальства репутацию «необузданного вольнодумца». 6 февраля 1822 года Раевский был арестован и заключен в Тираспольскую крепость. И хотя он успел уничтожить многие бумаги, которые подтвердили бы его участие в Тайном обществе, и никаких прямых улик против него не было, его продержали в крепости четыре года. На допросах он держался твердо, с достоинством и благородством, решительно отвергая все предложения выдать сообщников и единомышленников и тем самым облегчить собственную участь. После восстания на Сенатской площади Раевского привозят в Петербург. Снова безуспешные попытки сломить его, снова двухлетнее одиночное заключение и лишь в 1827 году ссылка в Сибирь. «Я потерял чины, ордена, меня лишили наследственного имения, но умственные мои силы, физическая крепость, мое имя — остались при мне», — писал Раевский. И с присущей ему энергией он начинает заниматься хозяйством, земледелием, торговлей. Он женится на бурятке, обзаводится большой семьей, дает детям прекрасное образование...
Раевский умер в 1872 году, семидесяти семи лет от роду. Всю жизнь — и в молодости, и в старости — он писал стихи. К сожалению, до нас дошла лишь незначительная их часть. Но и те стихи, которые мы знаем, свидетельствуют о несомненном литературном таланте, о верности идеалам, раз и навсегда избранным с юности.
Незадолго до ареста, в Бессарабии, Раевский встретился и подружился с Пушкиным. Политические стихи Раевского оказали на Пушкина большое влияние, утвердив его в свободолюбивых настроениях...
Огромное значение в формировании мировоззрения первых русских революционеров-декабристов сыграла Отечественная война 1812 года. Почти все они были участниками сражений с Наполеоном. Они, победившие Наполеона, со славой вступившие в Париж, вернувшись на родину, стали смотреть на нее иными глазами. Было что-то мучительное в контрасте между родиной победоносной вне своих границ и угнетенной внутри. На полях сражений они привыкли видеть в солдате Человека, Героя, решающего судьбу своей страны, а дома это были бесправные крепостные, которых можно как скот продавать и покупать. Поначалу они надеялись, что Александр I по своей инициативе даст народу конституцию, освободит крестьян. Но скоро поняли, что этого не будет. Тогда-то и зародилась среди русского офицерства мысль о необходимости революционного переворота. «Союз спасения» — называлось первое тайное общество, организованное в 1816 году, и само название указывало его цель — спасти Россию от позора и рабства.
Подвиг, совершенный русским народом в годы Отечественной войны, воспет в стихах почти всеми декабристами-литераторами. До сих пор нельзя без волнения читать трогательное, немного наивное стихотворение Павла Катенина «Наташа», которое вы услышите на этой пластинке.
Павел Александрович Катенин (1792—1853) — поэт, драматург, критик, страстный театрал. Биография его мало отличается от биографий его сверстников и единомышленников; родился и вырос в богатой и знатной семье, получил прекрасное домашнее образование, служил в привилегированном лейб-гвардии Преображенском полку, участвовал в сражениях Отечественной воины. И вдруг в 1820 году, уже полковником, был уволен в отставку «по высочайшему повелению». Впрочем, причины отставки были понятны,— Катенин давно находился на плохом счету у начальства за свои откровенные высказывания, слыл вольнодумцем. А еще через два года новое гонение: Катенина отправили в ссылку за то, что он «шикал» непонравившейся ему актрисе. Сам царь Александр I изволил заявить, что так как «г-н Катенин и наперед сего замечен был неоднократно с невыгодной стороны и потому удален из лейб-гвардии Преображенского полка», он повелевает немедленно выслать его из Петербурга и наперед запретить въезд в обе столицы.
Катенин являлся членом «Союза спасения» и играл значительную роль в ранних декабристских организациях. Настроен он был крайне решительно, требовал «свергнуть трон и царей». Однако, сосланный в свою костромскую вотчину, находясь под строгим надзором, ом вынужденно оказался оторванным от дел общества, не принимал участия в подготовке восстания, на следствии после 14 декабря не удалось установить его активную роль в создании первых тайных обществ, и это спасло его от ареста и ссылки в Сибирь.
Тринадцать лет прожил он в костромской глуши, лишь изредка наезжая в Петербург. Катенина — поэта и критика высоко ценили Пушкин и Грибоедов. Пушкин утверждал, что в теории литературы, в критике «один Катенин знает свое дело». Пушкин привлек его к сотрудничеству в «Литературной газете», где им был опубликован ряд статей о театре и поэзии — «Размышления и разборы».
В 1833 году Катенин был снова принят на военную службу, пять лет прослужил на Кавказе, а в 1838 году окончательно ушел в отставку, поселившись в деревне. Человек тяжелого нрава, с обостренным самолюбием, он все реже и реже выступает в печати, теряет свои литературные связи, среди соседей помещиков прослыл гордецом, опасным вольнодумцем и даже богоотступником. Последние десять лет жизни имя его в печати не появлялось.
Имя руководителя восстания 14 декабря Кондратия Федоровича Рылеева (1795—1826) для многих поколений революционеров было символом благородства, мужества, высокой идейности. Николай Огарев писал о нем:
Рылеев был мне первым светом...
Отец по духу мне родной!
Родился Рылеев в 1795 году в семье бедного армейского офицера. Денег на воспитание детей не хватало, и на шестом году жизни мальчика определили «волонтером» в петербургский кадетский корпус. В 1814 году Рылеев был сразу из корпуса выпущен в действующую армию. Однако уже через четыре года он выходит в отставку, заявив, что «для нынешней службы нужны подлецы», поселяется в Петербурге, женится, а в 1821 году поступает на службу в Петербургский уголовный суд, защищая бедняков и ведя неустанную борьбу с взяточниками и доносчиками. В 1824 году Рылеев переходит на службу в одно из крупнейших тогда торгово-промышленных предприятий — Русско-Американскую компанию.
Еще в корпусе Рылеев писал стихи. В 1820 году, вскоре после восстания Семеновского полка, он опубликовал сатиру «К временщику», в которой все узнали всесильного Аракчеева. В эти же годы Рылеев вступает в Вольное Общество любителей русской словесности, тесно сходится с писателями и общественными деятелями. Вместе с А. А. Бестужевым он начинает издавать альманах «Полярная звезда», объединивший вокруг себя все передовое, что было тогда в литературе и общественной мысли России.
В Тайное общество Рылеев вступает лишь в 1823 году, но вскоре становится одним из главных его руководителей. Не случайно он был отнесен судом к разряду особо важных государственных преступников и приговорен к смертной казни четвертованием. Впоследствии особой «милостью» царя четвертование заменили повешением.
Рылеев — автоп многих прекрасных стихотворений и поэм. Его «Думы», написанные по мотивам русской истории, проникнуты освободительными идеями, ненавистью к тирании. Поэмы «Войнаровский» и «Наливайко» до сих пор волнуют нас своей гражданственностью. Агитационные стихи Рылеева, при жизни его ходившие в списках, ныне заняли достойное место на страницах его книг.
Сбылись пропоческие стоочки Огарева:
Мы стих твой вырвем из забвенья И в первый вольный русский день восстановим Для поклоненья Твою страдальческою тень...
Александр Одоевский (1802—1839) — одно из самых поэтических лиц декабристского движения. Автор знаменитого ответа декабристов Пушкину, певец сибирской каторги, как поэт он сложился после 14 декабря. Ранние его стихи до нас не дошли. Потомок древнего княжеского рода, Одоевский был человеком разносторонне образованным, с юности собирался посвятить себя искусству и наукам, но таков был обычай его среды — девятнадцати лет он поступил на военную службу. В Петербурге Одоевский знакомится с Рылеевым, братьями Бестужевыми, с Кюхельбекером. В Тайное общество Одоевский вступил лишь за полгода до восстания. 14 декабря он находился на Сенатской площади, активно участвуя в восстании. и был приговорен судом к восьми годам каторги. Пять лет провел он на каторжных работах — Чита, Петровский Завод, потом был переведен сначала под Иркутск, затем жил в Ишиме, а в 1837 году отправлен на Кавказ. Здесь он знакомится с Лермонтовым, и их связывает верная и нежная дружба. Лишь полтора года прожил Одоевский на Кавказе, тяжелая малярия свела его в могилу. Лермонтов посвятил ему одно из лучших своих стихотворений, в котором есть такие строки:
Он был рожден для них, для тех надежд.
Поэзии и счастья... Но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И свет не пощадил — и бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных,
В нем тихий пламень чувства не угас:
Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.
Лидия Либединская

АОЛЗ
Зак. 636. Тир. 24000