Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
ЗИМНИЙ ДЕНЬ, цикл для фортепиано (1969) — 8.41
1. Луч, согрей. 2. Колокольчики. 3. Заиндевевшие башни. 4. Салют
Дарюс Усцила, ученик VII класса Вильнюсской школы искусств им. М. К. Чюрлёниса
ВЕСНА НА ЛУГУ, вокальный цикл для сопрано, ансамбля скрипачей и ударных (1983), слова М. Вайнилайтиса — 6.38
1. Апрель. 2. Летела пчелка. 3. Мотылек. 4. Песенка дрозда. 5. Бумажные змеи
Лилия Дексните, сопрано
Ансамбль скрипачей Вильнюсской школы искусств им. М. К. Чюрлёниса п/у Т. Шярнаса
РАЛЯВИМАЙ для сопрано и бирбине (1978), слова народные — 8.16
Гражина Апанавичюте, сопрано
Антанас Смолскус, бирбине

Сторона 2
КВАРТЕТ ДЛЯ ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (1974) — 13.20
1. Andantino. Allegro. 2. Andante. 3. Vivace. Andantino
Виолетас Вишинскас, флейта
Ромуальдас Сташкус, гобой
Юлюс Чернюс, кларнет
Альфонсас Анчерявичюс, фагот
НА КАЖДОЙ ГОРКЕ СОЛНЦЕ, слова Ю. Марцинкявичюса (1980) — 1.27
ДИТЯ ЗЕМЛИ, слова В. Гульбинаса (1984) — 3.23
Женский хор «Эгле» Вильнюсского дворца строителей п у Й. Каваляускаса

Звукорежиссер Р. Мотеюнас. Редактор Р. Жальнерюте
Художник М. Мачан. Фото Г. Таласа
Запись 1985 г.

Творческая биография композитора Геновайте Ванагайте (р. 1934) неотделима от ее будничной непосредственной работы: вот уже более десяти лет она преподает в школе искусств им. М. К. Чюрлёниса и является председателем детской музыкальной секции Союза композиторов Литовской ССР. Детям посвящена и основная часть ее творчества — от сборника пьес для самых маленьких «Мы и игрушки» до оперы-сказки «Серый теленок» (текст А. Гудялиса). Г. Ванагайте глубоко проникает в духовный мир ребенка. Она умеет пробудить в детях страсть к музицированию, желание понять красоту музыкального звучания. Для этого она умело использует характерные ритмико-мелодические обороты, национальные звуковые сочетания, не чурается и программной музыки. Достаточно назвать «Шесть загадок», «Акварели», ««Маленькие сказки».
«Я не представляю своего произведения, в котором не отразился бы дух литовской музыки. К этому я сознательно стремлюсь с первых своих творческих опытов». Этим принципом Г. Ванагайте руководствуется и при сочинении музыки для взрослых. Она автор симфонической картины «'Лирические раздумья», «Пионерской сюиты» для малого симфоничесокго оркестра, четырехпоэм «Весенняя тайна» для смешанного хора, трех песен «Светлая память» (на слова Ю. Марцинкявичюса) для женского хора, вокальных циклов «Бьется сердце земли» и ««Девочка в березовом лесу» (на слова Я. Дегутите), вариаций для виолончели и фортепиано, многочисленных фортепианных опусов. Многие из них написаны традиционным языком, проникнуты лирическим настроением. Музыкальная идея выражена в них лаконично, соблюдено равновесие между вокалом и инструментальной музыкой.
Фортепианный цикл «Зимний день» написан в расчете на юного исполнителя. Само настроение этих пьес и выразительные средства удачно сочетаются с конкретностью педагогических заданий
Вокальный цикл «Весна на лугу» (слова М. Вайнилайтиса) для сопрано, скрипичного ансамбля и ударных состоит из пяти частей. Музыкой и словом, тонким подбором состава инструментов и оттенков их звучания создается ощущение тихого шелеста, гудения пчелы в полете, дрожания крыльев мотылька, радостной песни дрозда.
Трели для сопрано и бирбине («Ралявимай») — выразительный диалог голоса и инструмента, близкий по характеру к импровизации.
Квартет для деревянных духовых инструментов написан по монотематическому принципу. Эмоциональная вершина произведения — во второй части. Три остальные как бы обрамляют эпизод андантино, основанный на мотивах той же темы.
В песнях «На каждой горке солнце» (слова Ю. Марцинкявичюса) и «Дитя земли» (слова В. Гульбинаса) для женского хора автор стремится к максимальному единству музыки и текста, осмыслению музыкальной выразительности слова
Рута Скудене