Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Ансамбль старинной музыки "PRO MUSICA". Художественный руководитель Ноа Гринберг

Сторона 1
Г. ДЮФАИ (ок. 1400 — 1474)
Kyrie "Orbis factor". Gloria ad modum tubae — 7.45
Добрый день. Несчастное сердце — 5.33
А. АГРИКОЛА (ок. 1446—1506)
Я сбросил траур — 5.27
А. БРЮМЕЛЬ (ок. 1460 —ок. 1515)
Истинный бог любви — 1.09
X. ИЗАК (ок. 1450 — 1517)
В битве — 4.20
Элизабет Хьюмз, сопрано (3); Шейла Шёнбрандт, сопрано (4)

Сторона 2
Ж. ДЕПРЕ (ок. 1440 — 1521)
Planxit autem David, мотет— 11.13
Савойская пастушка. Курносая малышка — 5.09
Tulerunt Dominum meum, мотет — 8.33
Benedicta es coelorum regina, мотет
Эрнест Мерфи, тенор (2); Элизабет Хьюмз, сопрано (2)

Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 7 октября 1964 г.

Состав ансамбля "Pro musica"
Шейла Шёнбрандт, сопрано
Элизабет Хьюмз, сопрано
Рой де Воля, тенор
Эрнест Мерфи, контратенор, тенор
Артур Бэрроуз, баритон
Брейтон Льюис, баритон
Линда Девенпорт, продольная флейта, шалмеи, цинк
Шелли Граскин, продольная флейта
Джудит Давидоф, виола да гамба, фидель
Эдвард Смит, клавесин, позитив, регаль
Роберт Монтези, старинная труба, цинк
Джудит Мартин, дискантовый гобой
Доналд Розенталь, альтовый гобой
Доналд Блезникар, теноровый гобой, продольная флейта
Арнолд Фромм, старинный тромбон
Арнолд Грейсон, продольная флейта, рожки
Кеннет Вулитц, старинный фагот, продольная флейта
Фредерик Кинг, ударные инструменты

Реставратор О. Гурова
Редактор П. Грюнберг
Художник А. Григорьев

"Pro musica" (полное название "Pro musica New York") — один из самых знаменитых ансамблей старинной музыки.
Созданный Ноа Гринбергом в 1952 году в Нью-Йорке, коллектив первоначально состоял из одиннадцати вокалистов и инструменталистов, причем каждый его участник выполнял обе исполнительские функции (за исключением Ноа Гринберга, который во время исполнения только дирижировал). Репертуар "Pro musica" в ту пору составляли небольшие «камерные» произведения средневековых и ренессансных композиторов. В 1958 году был организован так называемый «Мотетный хор и ансамбль духовых». Новый расширенный состав допускал исполнение монументальных (главным образом, позднеренессансных) хоровых и инструментальных сочинений.
Главным творческим принципом Ноа Гринберга было создание новой слушательской аудитории, стремление сделать старинную, некогда забытую музыку достоянием широкой гласности. Такая установка заставляла искать новые подходы к исполнению — вплоть до инструментария, манеры игры и пения, сценического поведения. По собственному признанию Гринберга, в его задачу входило «создание группы профессиональных музыкантов, которые могли бы долго работать сообща, изучать средневековую музыку, учиться игре на старинных инструментах и развивать чувство старинного стиля пения».
Высшей творческой активности "Pro musica" достиг в конце 50-х — начале 60-х годов. В 1964 году "Pro musica" успешно провел серию концертов в Советском Союзе, оказав известное влияние на развитие отечественной практики ансамблевого исполнения старинной музыки (первый советский ансамбль такого рода «Мадригал» был создан в 1965 году). Фрагменты концерта, состоявшегося 7 октября 1964 года в Большом зале Московской государственной консерватории, предлагаются на этой пластинке. Все записи публикуются впервые.

О жизни Гийома Дюфаи сохранилось мало достоверных фактов. Известно, что мальчиком он пел в соборе города Камбре (Бургундия), где, по-видимому, и получил музыкальное образование. В 1428 — 1433 и 1435—1437 годах служил в папской капелле в Риме, в 1933 — 1435 и 1438 — 1445 годах состоял на службе при дворе герцога Савойского. С 1451 года и до самой смерти композитор снова жил в Камбре.
Гийома Дюфаи часто называют родоначальником «нидерландской» школы полифонистов. Его историческая заслуга состоит в том, что он заложил основы хоровой полифонии, которая позже получила блестящее развитие в творчестве Окегема, Обрехта, Жоскена Депре, Лассо и других великих представителей «нидерландской» школы полифонистов.
Основные достижения «нидерландцев» сосредоточены в жанре мессы. Сохранилось семь полных месс Дюфаи, а также отдельные части, которые, как предполагают исследователи, объединялись в «микроциклы» или использовались как самостоятельные музыкальные формы. На пластинке записаны две такие пьесы: Kyrie "Orbis factor" и Gloria ad modum tubae.
Помимо духовных сочинении, Дюфаи оставил много светской музыки. Французские баллады, рондо, шансон, итальянские баллаты запечатлели разнообразие жанров и техники, которыми владел великий мастер. Небольшое число светских произведений Дюфаи написано для вокального ансамбля без поддержки инструментов. Представленные на данной пластинке две короткие пьесы — рондо «Добрый день» и виреле «Несчастное сердце» в том виде, как мы их слышим, - в известной мере результат исполнительской фантазии Гринберга (особенно вторая пьеса, звучащая в чисто инструментальной обработке: в оригинале это пьеса с поэтическим французским текстом).

Произведения Антуана Брюмеля «Истинный бог любви» и Александра Агриколы «Я сбросил траур» по тематике примыкают к светской лирике Дюфаи. «Истинный бог любви» — самое известное среди сочинений Брюмеля. В рукописи оно существует как в вокально-инструментальной, так и в инструментальной версии (пьеса написана на основе популярной песни). "Pro musica" избирает инструментальную версию.
Как и Брюмель, Агрикола принадлежал к школе Окегема («второе поколение «нидерландских» полифонистов). Точных данных о его жизни почти не сохранилось. Известно, что Александр Агрикола в 1500 году поступил на службу в капеллу Филиппа Красивого Бургундского, с которой обычно связывают его творчество. «Я сбросил траур» сочинение, написанное в жанре бержеретты (в переводе с французского, буквально — «маленькая пастушка»), небольшой песни наивного лирико-пасторального содержания.

Творчество Хенрика Изака, вероятно, фламандца по рождению, охватывает французские и нидерландские шансон, латинские мессы и хоралы, фроттолы, немецкие Lieder. Несколько лет Изак провел в Италии, где обучал сына Лоренцо Медичи и был органистом при его дворе во Флоренции. Пьеса «В битве», обнаруживающая известные итальянские стилевые влияния, представляет собой ранний образец инструментальной программной музыки, богатой звукоизобразительными приемами.

Вторая сторона пластинки посвящена сочинениям Жоскена Депре, великого франко-фламандского композитора, яркого представителя третьего поколения «нидерландских» полифонистов. Вероятно, в юности Жоскен учился у Окегема. До 1474 года он был певцом капеллы в Милане, а в 1486 — 1499 годах пел в папской капелле в Риме. В 1501 — 1505 годах служил в качестве капельмейстера при дворе в Ферраре. Остаток жизни он провел в Конде, где получил место настоятеля.
Основное место в творчестве Депре занимали мессы (их более тридцати). Здесь находилась творческая лаборатория композитора, оттачивалась его полифоническая техника, удивлявшая современников. Помимо месс Депре много писал в жанрах шансон и мотета.
Во времена Депре мотет представлял собой достаточно крупное полифоническое произведение на духовный (латинский) текст, очень разнообразное по форме. Грандиозен по масштабам и замыслу мотет "Planxit autem David". Типично чередование полифонической и аккордовой фактуры, причем разделы последней приходятся на места наибольшего драматического напряжения. Блестящее мастерство Депре-полифониста обнаруживает другой мотет "Benedicta es coelorum regina” написанный в так называемом «сквозном имитационном стиле».
По образному строю и структуре мотет "Tulerunt Dominum meum” близок к предыдущему. Добавим лишь, что некоторые музыковеды оспаривают здесь авторство Жоскена, поскольку в ряде нотных пямятников это сочинение отнесено к Николасу Гомберту. На пластинке мотет звучит в инструментальной обработке Ноа Гринберга.
Значительную часть творческого наследия Жоскена Депре образует более простая по форме и незатейливая по содержанию шансон - французская многоголосная песня. Таковы представленные здесь "Petite camusette" (букв, перевод—«Курносая малышка», иногда эту пьесу переводят как «Лукавая плутовка»), в которой преобладают любовно-лирические мотивы, и «Савойская пастушка» — вариации на традиционную для Ренессанса лирико-пасторальную тему.
С. Лебедев

Пластинка из серии «На концертах выдающихся мастеров»