

Сторона 1
Соната № 30 для фортепиано ми мажор, соч. 109
1. Vivace, ma поп troppo — 4.06; 2. Prestissimo — 2.36 3. Andante molto cantabile ed espressivo— 14.12
Сторона 2
Соната № 31 для фортепиано ля-бемоль мажор, соч. 110
1. Moderato cantabile molto espressivo — 7.28; 2. Allegro molto -— 2.19 3. Adagio, ma non troppo. Arioso dolente. Fuga. Allegro, ma non troppo—12.13
Художественный мир Эмиля Гилельса поистине неисчерпаем. В истории исполнительства имена артистов подобного ранга остаются навсегда. В этом ряду великих музыкантов Эмиль Гилельс стоял уже при жизни. Он был пианистом-легендой, как магнит притягивавшим благодарных слушателей, где бы он ни играл. А слышали его концерты или записи миллионы людей едва ли не во всех странах земного шара. Его интерпретации обладали ошеломляющей силой воздействия; не покидала мысль, что лучше сыграть невозможно.
Он сделал в искусстве невообразимо много; такое доступно лишь единицам. Честно и преданно служа Музыке, не отвлекаясь на суетное и преходящее, не делая ничего «вовне», он непреклонно и последовательно выполнял свое назначение.
Какой-то особой значительностью обладают для нас создания великих мастеров, волею судьбы оказавшиеся последними: последняя симфония Чайковского, последний песенный цикл Шуберта... Теперь перед нами — последние записи Гилельса. Он был уже тяжело болен, но творческая мощь его музыкального гения, ни на йоту не ослабев, находилась на огромной духовной высоте. В гилельсовском подходе к сочинению — и детальное «исследование» авторского текста, и в то же время его «личностное» истолкование, позволяющее безошибочно узнать гилельсовский почерк: это — почти зримое воплощение образной сути произведения, редчайшее постижение его целостности, выразительность каждой «мелочи»...
Борис Пастернак, применительно к театру, сказал замечательные слова — отнесем их и к исполнительству:
Сколько надо отваги.
Чтоб играть на века.
Как играют овраги.
Как играет река...
Гилельс обладал этой отвагой. Он играл — на века.
Г. ГОРДОН
Запись фирмы Polydor International GmbH, Гамбург