АОЛЗГ. 1990
Зак. 488. Тираж 20 000
Соседство на одной пластинке таких групп, как «Биоконструктор» и «Прощай, молодость!», кажется удивительным и неправдоподобным. Действительно, на одной стороне то, что и в народе, и в профессиональных кругах принято называть «техно-поп», на другой — романтическая музыка, уходящая корнями в творчество Александра Вертинского и Петра Лещенко. Такой подбор ставит в тупик, однако он не случаен...
В году, наверное, 1983-м, когда увлечение рок-н-роллом было чревато, образовалась команда под названием «Ответный чай». Ребята играли ритм-энд-блюз и немного «волны», а выступали, естественно, по «общагам», студенческим клубам, дискотекам. Концерты были не частые, зато полные конспирации, когда зрителей собирали на «стрелках» и кружными путями вели на место «сейшна». Потом были уже ставшие легендарными прослушивания самодеятельных рок-групп в Московском Доме самодеятельного творчества на Малой Бронной весной 1985 года. «Ответный чай» стал одной из первых групп, вступивших наравне со «Звуками Му», «Вежливым отказом», «Бригадой С» в Рок-лабораторию. Концертов стало больше, звук на них стал лучше, но «Ответный чай» через полгода прекратил свое существование. Вызвано это было уже не административно-запретительными мерами, а творческими поисками участников ансамбля. И уже спустя полгода на рок-лабораторском «Фестивале надежд» Андрей Якушин и Александр Яковлев представляли свои новые группы — «Прощай, молодость!» и «Биоконструктор».
Влияние всеобщей абсолютной компьютеризации на человека — основная тема Александра Яковлева. Извилистые коридоры мелодий, мрачный глухой низкий голос — кажется, что эта музыка предназначена не только людям, но и механизмам. Интересно, что первые концерты «Биоконструктора» часто и оканчивались тем, что отказывала аппаратура: микрофоны, порталы, усилители слишком впрямую воспринимали исполняемую музыку и «в поле такого напряга» сгорали не раз.
Герой Андрея Якушина — это маленький, робкий, неумелый человек. У него есть свои идеалы, есть своя мечта, понятие о чести, но все, к чему он стремится, преграждает стена из его собственного неумения. О таких людях хорошо написал Пришвин: «Волна, уносящая передовых людей к творчеству, всегда забывает на отливе множество людей, мечтающих о творчестве, с лицом, обращенным к морю будущего...»
Слушая и сравнивая эти группы, все же понимаешь, что в них есть нечто общее, взаимодополняющее — это мироощущение, сложившееся в результате прежнего совместного творчества. Сейчас у каждой группы в полный рост идут новые идеи, и, надеюсь, после такого нетрадиционного знакомства слушателю будет интересно наблюдать за дальнейшим взаимодействием этих талантливых людей — Александра Яковлева и Андрея Якушина.
Владимир Марочкин,
редактор альманаха «Сдвиг» Московской рок-лаборатории