Сторона 1 — 22.39
Сторона 2 — 21.57
От автора — Г. Менглет, Н. Архипова
Венера — Т. Васильева
Тангейзер — Ю. Васильев
Режиссер Г. Менглет
Пластинка из серии «В фонотеку школьника - Былины и сказания»
Звукорежиссер Т. Страканова. Редактор И. Якушенко. Художник П. Пастернак
Цифровое издание
MEL CO 1108
Среди рожденных стариной поверий и сказаний, где собраны воедино быль и вымысел, легенда выполняет роль истории, и часто герой ее – реальный человек. Можно сказать, что легенда – это поэтизированная история народа, созданная устным народным творчеством. В средние века летописец облекал свои рассказы о старине в стихотворную форму. Звучный стих поэтизировал самый скучный, самый нравоучительный текст, «приобщая людей к миру красоты. Это было время, когда поэзия стала царицей европейской словесности. Время прозы еще не настало.
Стихи звучали везде: на городских площадях, в храмах, рыцарских замках, среди хлебопашцев. Поэты-певцы пели о деяниях былых королей, о битвах, героях. Народ пел о печали и радости. Правда, не вся народная лирика раннего средневековья дошла до нас – песни эти клеймились церковью как греховные и часто уничтожались.
Пришел ХII век, и опять зазвучала любовная лирика, но уже рыцарская. Расцвет ее начался в Провансе, явив новую эпоху в истории европейской культуры.
А. С. Пушкин писал: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции – рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха... имело важное влияние на словесность новейших народов».
Это было время высшего расцвета придворной рыцарской культуры (куртуазии). Рыцарь остается доблестным воином, но новый этикет требует от него еще и изящества манер, умения не только держаться в седле, но и танцевать, владеть лютней и виолой, требует почитания прекрасных дам и служения им. На смену героическим песням приходят куртуазные рыцарские романсы о Прекрасной даме.
Поэзия трубадуров, многим обязанная народной поэзии, испытала на себе влияние духовной поэзии, а также искрометной поэзии вагантов – бродячих школяров и безместных клириков, которые, неся традицию протеста и даже бунтарства, прославляли любовь и гневно обличали церковь.
За трубадурами Юга Франции и труверами ее Севера последовали поэты других европейских стран. Немецкие певцы любви – миннезингеры – заняли среди них свое особое место.
Миннезингеры также принадлежали к рыцарскому сословию. Темы своих песен и музыку они заимствовали трубадуров, разрабатывая их на свой лад. Часто они переносили действие из мира пленительной сказки французских поэтов в повседневный быт средневекового города. К блистательной плеяде миннезингеров относятся такие поэты, как Генрих фон Фельдеке, Гартман фон Ауэ, Тангейзер и величайший поэт средних веков Вольфрам фон Эшенбах. Слава поэтов-певцов была столь велика, что вокруг их имен слагались легенды. Широко популярны стали легенды о трубадурах Джауфре Рюделе, Гильеме де Кабестань, миннезингере Тангейзере.
Время жизни Тангейзера предположительно – 1205 – 1270 гг. Он был баварским рыцарем, служил германскому императору Фридриху II, его сыну Генриху VII и Фридриху Австрийскому. Вел он жизнь странствующего миннезингера, совершил паломничество в Палестину и, возможно, был участником крестового похода. В его стихах встречаются сетования на непостоянство судьбы, на холод и голод. Утратив поместья, полученные от австрийского герцога Фридриха Воинственного, он скитался от одного двора к другому. Как и где окончилась его жизнь – неизвестно. В песнях Тангейзера (его творчество принадлежит к закату миннезанга) звучит уже пародия на куртуазную поэзию, вольно и с иронией изображает он культ любви.
Образ певца в его песнях автобиографичен. Певец, как и сам Тангейзер, смело и безоглядно наслаждается жизнью. Словно простой вагант в драной одежде с пустым карманом, подвергается он опасностям на суше и на море, растратив все на женщин и вино.
Такая полная приключений жизнь привела к созданию вокруг его имени знаменитой легенды о любви Тангейзера и Венеры. (Версия XVI века называет возлюбленной Тангейзера античную богиню Венеру, а версия XIV века –древнегерманскую богиню Хольду). В средние века мрачное монашество, осуждавшее плоть, как нечто дьявольское, с наибольшим ожесточением обрушилось на Венеру, слывшую даже дочерью Вельзевула. И все-таки народная фантазия, сотворив легенду о дьяволице, оправдывает любовь поэта и порицает жестокосердие осудившего его папы римского Урбана.
Средние века кроме баллады «Тангейзер» оставили нам еще одну поэму о миннезингерах – это анонимная поэма XIII века «Война певцов». И в XIX веке поэты-романтики обращались к фигуре Тангейзера. Их привлекал его образ с ярко выраженной индивидуальностью и стремлением к свободе. Людвиг Тик написал повесть «Верный Экхарт и Тангейзер». Великий немецкий композитор Рихард Вагнер воспользовался «Войной певцов» и создал оперу «Тангейзер». У Генриха Гейне есть своя стихотворная версия легенды о Тангейзере – полу-патетическая, полушутливая.
В XX веке замечательный немецкий писатель Томас Манн выпускает свой прославленный роман «Волшебная гора», где образ Тангейзера – пленника Венеры – использован как метафора.
В заключение надо сказать, что красота, поэтичность народной выдумки и в наше время не перестает радовать человеческие сердца.
Нина Гарская