Имя легендарного исполнителя Вадима Козина (1903–1994) привлекает любителей песни и романсов на протяжении семидесяти с лишним лет. Творческая биография артиста изобиловала взлетами и падениями. Певец, популярность которого в довоенные годы можно сравнить только со славой Л. Утесова, И. Юрьевой и К. Козловского, был в 1944 году арестован и сослан на Колыму. На несколько десятилетий на его концерты и пластинки был наложен запрет. Было сделано все, чтобы имя Вадима Козина оказалось забытым. Но память о нем из народного сознания вычеркнуть не удалось. На поверку Вадим Козин оказался не модным певцом, а подлинно народным артистом, горячо любимым слушателями нескольких поколений.
Творчество Вадима Козина впитало в себя две замечательные исполнительские традиции: русскую и цыганскую. Его мать, цыганка, была хорошей певицей, его двоюродная бабка — знаменитая Варя Панина. От них унаследовал артист свой необычайно красоты «цыганский» голос и любовь к романсу и песне. Русский романс десятилетиями настраивал исполнителей и слушателей на самые чистые, добрые и щедрые движения души. В репертуаре Вадима Козина около трех тысяч романсов, из них более двухсот написал он сам. Любопытно, что самую первую его песню «Бирюзовые златы колечки» цыгане воспринимали как свою народную, что говорит об органической связи с традицией.
Вадим Козин не только блистательный певец, но и прекрасный пианист, часто сам аккомпанирующий своему пению. И это не случайно, потому что артистическая карьера Козина началась с работы тапером в Ленинградском Народном доме, где ему приходилось сопровождать показ немых кинофильмов непрерывной игрой на фортепиано. Тут же он впервые выступил как певец, заменив заболевшую известную артистку. Зрителям понравился молодой исполнитель, и это выступление решило его судьбу. Через несколько лет слава артиста стала просто фантастической, концерты проходили с неизменными аншлагами, пластинки буквально «расхватывались».
«Этому способствовал не только обширный репертуар певца, позволявший постоянно варьировать программы концертов, но и присущая ему индивидуальная творческая манера. Можно было посетить подряд несколько концертов, и каждый из них оказывался ничуть не похож на предыдущий. Другие песни, иные интонации, иной способ общения с публикой. Одно оставалось постоянным: импульсивность актера, его взрывчатый темперамент, его умение не только сыграть, сколько реально передать самые различные человеческие чувства — страсть и нежность, тоску и печаль, удаль и веселье. Это всегда привлекало аудиторию. И лучшими из его выступлений были те, где он пел искренне, просто и раскованно, стараясь донести до слушателей самому ему близкие чувства». (В. Метлицкий)
Как и все актеры советской эстрады, Вадим Козин в годы Великой Отечественной войны был участником фронтовых агитбригад, выступал в частях действующей армии, пел в госпиталях, на призывных пунктах, гастролировал по Уралу, Сибири.
Незадолго до трагического поворота в судьбе артист пережил пик своего творческого признания. В 1943 году во время знаменитой Тегеранской конференции глав государств СССР, США и Великобритании У. Черчилль, отмечавший в Тегеране день своего рождения, попросил Сталина, чтобы на торжестве, где выступали М. Дитрих и М. Шевелье, от СССР пел Вадим Козин. На спецсамолете артист вылетел в Иран, вечером пел перед юбиляром и на следующий день тем же самолетом был доставлен в Москву.
Позднее певец с большим успехом гастролировал в Швеции, Дании, Норвегии, Болгарии. Исполняемые им песни и романсы встречали теплый прием у публики, а пресса отмечала его высокое вокальное мастерство. Мгновенно возникающую «контактность» со зрительным залом.
В послевоенные годы о Вадиме Козине знали только в Магадане, в городе, который он горячо полюбил, для остальных жителей страны певец был «персона нон грата». Лишь в 80-е годы об артисте появляются статьи и снова выходят его пластинки.
Первый компакт-диск включает лучшие из сохранившихся песни и романсы из репертуара Вадима Козина — певца, талант которого неподвластен времени.