«Вся жизнь моя связана с песней. Сколько помню себя, всегда возле меня — песня», — рассказывала о себе Лидия Андреевна Русланова. Она родилась на Волге, недалеко от Саратова, в крестьянской семье. Отец работал грузчиком на пристани, семья была бедная. Вместе с бабушкой, большой мастерицей петь песни, маленькая Русланова ходила по свадьбам и по девичникам, слушала песни, запоминала. В то время ни одно событие в деревне не обходилось без пения — ни полевые работы, ни праздники, ни гуляния, ни девичьи посиделки.
В приюте для девочек, куда определили будущую певицу после смерти матери, кроме обычных школьных занятий, три раза в неделю проводились уроки пения и .музыкальной грамоты. Преподавал эти предметы регент местной церкви. Однажды на занятиях он заметил музыкальность юной воспитанницы и похвалил ее: «Да у тебя хороший голос, контральт!» Так Русланова попала в церковный хор. «В церковном хоре я быстро стала солисткой. Со всего города начали ездить к нам купцы — послушать, как сирота поет... И после приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную фабрику, за песни мне все помогали. Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась — ни сцены, ни публики». На этой мебельной фабрике юную Русланову услышал профессор Саратовской консерватории М. М. Медведев и предложил ей посещать занятия в консерватории. Однако школа академического пения не увлекла Русланову. Ее тянуло к русской песне.
Разразилась первая мировая война. Начальник санитарного поезда взял певицу в свою часть — она стала петь для раненых и для солдат, отправляющихся на фронт. Она выбирала песни, наиболее близкие солдатскому сердцу, наиболее трогательные, доходчивые. Затем пришла революция, гражданская война, которая застала Русланову уже профессиональной певицей в Ростове-на-Дону... Выступала перед красноармейцами. неизменно оказывавшими ей самый горячий прием. В 1921 году Лидия Андреевна переезжает в Москву на профессиональную артистическую работу. Бесконечные концерты, поездки по стране, выступления по радио снискали се искусству широчайшую популярность. В эти годы окончательно складывается ее особенный исполнительский стиль, оформляется специфический «руслановский» репертуар.
Лидия Андреевна обращается и к современному фольклору (так, она первой запела песню гражданской войны «По долинам и по взгорьям»), и к творчеству советских композиторов —- все помнят в ее исполнении песню «Партизан Железняк» и, особенно, знаменитую «Катюшу» М. Блантера (впервые ее запела именно Русланова).
Исполнительский стиль Руслановой, столь индивидуальный и яркий, восходит к традициям русских песенниц, выступавших когда-то на народных гуляньях, а позднее, уже в начале XX века, вышедших и на большую концертную эстраду. Русланова среди мощного потока исполнителей русской народной песни стоит особняком. Забыть голос Руслановой или спутать с другими голосами невозможно. Если учесть, что у нее не было никогда в качестве учителей режиссеров, то поражаешься — какую точность, отработанность в своих выступлениях на сцене обнаруживает эта необычайно одаренная певица, природная артистка.
С особенной полнотой и горячностью проявилась любовь народа к искусству Л. Руслановой в годы Великой Отечественной войны. В составе концертной бригады певица объехала все фронты. Неслучайно, что именно в военное время — 28 июня 1942 года — Лидии Андреевне Руслановой присваивается звание заслуженной артистки РСФСР.
Прошло более трех десятилетий со дня окончания войны. На эстраде сменилось несколько поколений певцов, появлялись и исчезали модные стили и веяния. Но пенис Руслановой волнует и сейчас. В наши дни. когда вновь пробуждается интерес к русской песне во всех ее формах, мы с благодарностью обращаемся к творческому опыту замечательной советской артистки, искусство которой вписало незабываемую страницу в историю нашего исполнительства.
Анатолий Новиков, народный артист СССР