Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ИНСЦЕНИРОВКА А. СТОЛБОВА ПО РАССКАЗУ К. ПАУСТОВСКОГО
МУЗЫКА Ю. НИКОЛЬСКОГО ПО МОТИВАМ Э. ГРИГА

Исполнители
К. Вахтеров (Григ и ведущий).
М. Корабельникова (Дагни-девочка)
Е. Коровина (Дагни-взрослая).
3. Станго (Магда).
А. Кубацкий (Нильс)

Оркестр п/у Ю. Никольского
Соло на рояле — Г. Орентлихер
Песенку Дагни исполняет В. Иванова
Режиссер — А. Столбов

Константин Паустовский (1892—1968) — один из крупнейших советских писателей, автор увлекательных рассказов и повестей, ярких очерков и литературных воспоминаний.
Произведениям Паустовского присущи взволнованная лиричность и искренность повествования, глубина жизненных наблюдений и отточенность стиля. Каждый его рассказ — это тонкая и выразительная миниатюра, созданная кистью подлинного художника слова.
Первый рассказ «На реке» был опубликован в 1912 году, когда автору едва исполнилось двадцать лет. Юноша Паустовский прекрасно понимал, что он еще недостаточно знает жизнь, чтобы сказать людям что-то важное, новое, поэтому, по примеру М. Горького, ушел «в люди», скитался по России, менял профессии, никогда не оставляя мысли стать писателем. В «Золотой розе» — книге о писательском труде, вспоминая эти годы, Паустовский говорит: «Я жил, работал... мечтал... что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости, но я начну писать... Этого требовало мое существо... потому что литература была для меня самым великолепным явлением в мире».
В годы странствий Паустовский много и упорно работает. Однако известность .пришла к нему лишь в 1932 году, когда вышел «Кара-Бугаз» — Талантливая и яркая книга о покорении пустыни.
Тогда же, в 30-е годы, Паустовский перебирается с Юга в Центральную полосу России, открыв для себя заповедную землю — Мещору. Здесь было все, что привлекало его с детства: глухие леса, озера, извилистые лесные ..реки, заброшенные дороги... «Я навсегда полюбил Среднюю полосу России, с ее низкими... сиротливыми, но милыми небесами, с молочным дымком деревень, ленивым колокольным звоном, поземками и скрипом розвальней»...
На рязанской земле Паустовским создано большинство его самых проникновенных и искренних произведений, навеянных русской природой в дни долгих скитаний по лесу,, в предрассветные часы над рекой.
Может быть, шум сосны над Окой, пересвист лесных птиц и гулкое эхо подсказали писателю и одну из замечательных новелл «Корзину с еловыми шишками» — взволнованный рассказ о жизни великого норвежского композитора Эдварда Грига.
Эта новелла близка к «литературному портрету» — жанру, в котором Паустовский создал удивительно точные и поэтичные образы (сказочник Андерсен, писатель-романтик Александр Грин и др.). Литературный портрет знаменитого сказочника был создан писателем еще в детстве...
Однажды мальчику Паустовскому была подарена книжка андерсеновских сказок. Играла музыка, горели разноцветные свечи... Он с трепетом раскрыл книгу, и вдруг сверкающие огни елки померкли, и из тумана, внезапно наполнившего комнату, появилась нескладная фигура великого датского сказочника. «Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, — впоследствии вспоминал эту «встречу» Паустовский, — потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза...»
Все мы представляем себе Андерсена именно таким, каким его изобразил Паустовский... Таково уж свойство большого таланта уметь в немногих словах сказать о главном, в одной фразе показать характер человека, его сущность, подметить' то, что грезилось многим. Вот так и в рассказе «Корзина с еловыми шишками» Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком...
Вот он, невысокий, седоволосый, идет по осеннему лесу, наполненному солнцем и терпким запахом смолы... Беззвучно покачиваются ветви, тихо опадают желтые листы. Вокруг густая таинственная тишина. Но для Грига даже тишина полна неповторимых мелодий и звуков. Для него весь мир — это величественная и прекрасная симфония, в которую вплетают свои голоса и золотисто-зеленые сосны, и сумрачные громады скал, и зыбкий воздух над фьордами, и даже корзина, наполненная смолистыми шишками.
Да, мир прекрасен, и его красота особенно чувствуется на закате жизни. Дочь лесника восьмилетняя Дагни Педерсен, беззаботно собирающая шишки, даже не подозревает, до чего красива земля: горы, море, люди, как красива она сама... Старый композитор, встретивший ее в лесу, задумывает сделать Дагни подарок.
Это будет не тряпичная кукла и безделушка, решает Григ, он напишет для нее музыкальную пьесу о тишине весенних рассветов, о рокоте моря, бьющегося у норвежских берегов, о синеве неба и золоте осени. Это будет его подарок ко дню совершеннолетия Дагни, чтобы она, вступая в жизнь, шла рука об руку с прекрасным, а главное, чтобы помнила, что человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант.
Мы не знаем, какова была дальнейшая жизнь Дагни Педерсен, но невольно верим, что ее жизнь не прошла впустую.
«Корзина с еловыми шишками» — одно из наиболее лирических произведений Паустовского. Эта новелла радостна и чиста, как и сама музыка Эдварда Грига.
Б. Заболотских


ЛЗ
12.08.76 г. ЛФОП 1. З 3098 — 15000.