Программа «Со всех концов» вслед за выпущенными ранее дисками, посвященными Государственному джазу Армении под руководством Артемия Айвазяна и Государственному джазу Белорусской ССР под руководством Эдди Рознера, существенно расширяет панораму национального джаза, предоставляя возможность познакомиться с коллективами Узбекистана, Молдавии, Эстонии и Татарии.
Об Узбекском джазе 30-х годов известно немного. По всей очевидности, это первый национальный джаз-оркестр, появившийся в нашей стране. На пластинки его записали в сентябре 1935 года, когда в Ташкент прибыла выездная бригада Грампласттреста. Здесь в зале Совнаркома республики джаз под управлением Павла Чаплевского исполнил две танцевальных пьесы—танго «Кель, кель» (другое название— «Халима») и фокстрот «Аскари», включенный в программу «Антологии». В основе этих произведений узбекские народные мелодии, обработанные руководителем джаза. В записях принимала участие солистка оркестра певица Ахметова.
Государственный джаз-оркестр Молдавии был создан по решению республиканских директивных органов в апреле 1940 года. Возглавил новый коллектив известный в Румынии музыкант, джазовый аранжировщик и композитор Шико Аранов (1906 — 1969), выпускник Бухарестской музыкальной академии. Основной костяк оркестра составили опытные джазмены, работавшие ранее в различных ансамблях. Благодаря тому, что почти каждый из них играл на двух-трех инструментах, перед джазом Молдавии открывались большие возможности.
«Перед нами стояла конкретная цель,— рассказывает музыкальный руководитель Молдавского джаза, саксофонист Гарри Ширман,— создать концертирующий коллектив, программа которого будет иметь национальный уклон — демонстрировать песни и танцы, написанные на основе молдавского мелоса с использованием новейших джазовых приемов, а также показывать лучшие образцы мирового джаза эпохи свинга».
В начале войны джаз Молдавии эвакуируется в Среднюю Азию. Завершив работу над новой программой, он отправляется в длительные гастроли по городам Поволжья, Урала, Сибири, выступает перед воинами Дальневосточного фронта, II Украинского фронта, в Москве. И всюду концерты коллектива встречают горячий прием. Так, после выступления в Союзе композиторов СССР Вано Мурадели отметил: «Джаз Молдавии отличается высоким профессиональным мастерством, художественным вкусом и глубоким пониманием стиля исполняемых произведений. Он радует не только техникой, но и своей самобытностью и непосредственностью».
Шуточную песенку в обработке Шико Аранова «Джордж из Динки-джаза», мелодия которой заимствована из английского фильма, демонстрировавшегося на наших экранах в годы войны (оригинальное название картины «Предоставьте это Джорджу»), исполняет вокальный квартет в составе Рудольфа Ка плане кого, Михаила Женина, Гарри Ширмана и Семена Стратулата. Записана 15 июня 1945 года во время одного из выступлений Государственного джаза Молдавии в Москве.
Состав оркестра был следующим: Михаил Женин — первая труба, аккордеон, вокал, Леонид Вульфсон — вторая труба, скрипка, Корнелий Кладиков — третья труба, скрипка, вокал, Яков Каплун — четвертая труба, скрипка, Юрий Виндиляну — первый тромбон, гитара, Бернард Гейник — второй тромбон, гитара, Шарль Брайтбард—первый альт-саксофон, кларнет соло, рояль, Рудольф Капланский — второй альт-саксофон, скрипка, вокал, Гарри Ширман — первый тенор-саксофон, скрипка, вокал, Александр Христофоров — второй тенор-саксофон, кларнет, контрабас, Семен Стратулат — баритон-саксефон, флейта, вокал, Марк Кожушнян—первая скрипка, Оскар Дэн, Григорий Мисурис — скрипки, Давид Федов — рояль, аккордеон, Софья Капланская — рояль, аккордеон, Дмитрий Городецкий — контрабас, Александр Ефимов — контрабас, бандонеон, Симон Собару — ударные.
Польская певица, обладательница лирического сопрано мягкого тембра Янина Дзиковская работала в Молдавском джазе с 1942 года. Из ее разнообразного репертуара в программе представлена «Мексиканская картинка» в обработке Шико Аранова. Записана 15 июня 1945 года.
В грозные дни Великой Отечественной войны, в 1942 году, родился Государственный джаз Эстонии. Республика в то время была оккупирована гитлеровскими войсками. Эстонский джаз организовали в Ярославле. Его первым дирижером был Ростислав Меркулов. В ноябре 1944 года, после приезда коллектива в Таллинн, оркестр возглавил разносторонний музыкант Владимир Сапожнин.
Закончив Таллиннскую консерваторию по классу скрипки у известного профессора М. Паульсена, Сапожнин играл в различных симфонических оркестрах на родине и за рубежом, выступал как музыкант-виртуоз на эстрадах Европы и Америки, демонстрируя блестящее мастерство владения скрипкой, ксилофоном, концертино, искусство имитации джаза. Знакомство с музыкальной джазовой литературой и новейшими течениями в этом виде творчества позволило Сапожнину реформировать полученный в его ведение коллектив: разучивается новый репертуар, привлекаются новые музыканты. И уже в декабре 1944 года джаз предстал перед таллиннскими слушателями. «Несомненно, что за короткий срок работы под руководством Сапожнина джаз добился значительных результатов,— писала газета «Советская Эстония».— Концерт был встречен публикой исключительно тепло».
Такая же встреча ожидала Государственный джаз Эстонии в Ленинграде, а затем в Москве, где в летний, 1945 года, сезон в эстрадном театре «Эрмитаж» коллектив дал вместо запланированных двадцати 39 концертов.
В то лето оркестр впервые записывается на пластинки. В студии Дома звукозаписи (5 июня) он исполняет шесть произведений, четыре из которых представлены в «Антологии».
«Эстонский марш» Прита Вебеля обычно открывал концерты джаза Эстонии. Во время исполнения этого произведения зрители знакомились с музыкантами оркестра и' его певцом-солистом Энно Муллатом. Фокстрот «Веселый смычок» и танго-румба «Красная роза», обработанные руководителем джаза, дают возможность познакомиться с виртуозным мастерством Сапожнина-скрипача. Пьеса «Танец теней» демонстрирует владение оркестра свингом, высокий профессионализм музыкантов, среди которых были: Алексей Хартман, Рихард Мельдер, Миилен — трубы, Янг Корнэль, Виктор Игнатьев, Каллас, Синимяэ, Раннэ — саксофоны, Кярнэр, Вальдэк Магус, Рандэ — тромбоны, Миша Шумячер, Борис Фридлин, Раудсэпп—скрипки, Вальтер Каллас — гитара, Геннадий Подэльский — рояль, аккордеон, Волли Таммель — рояль, Лиивинг, Ринге — контрабасы, Киирац — ударные.
Джаз-оркестр под управлением Олега Лундстрема был создан в 1934 году в Харбине. Коллектив, в который сначала входили девять музыкантов, вскоре завоевывает известность и переезжает в Шанхай, где его рекламировали как «Джаз звезд из Москвы» (музыканты были советскими гражданами). Оркестр дает концерты на крупнейших эстрадах Шанхая, Циндао.
В 1947 году джаз Олега Лундстрема вернулся в СССР. В полном составе он приезжает в Казань. «Сначала нас хотели сделать джаз-оркестром Татарской ССР. Это был декабрь 1947 года,— вспоминает Олег Леонидович.— А в феврале 1948 года вышло Постановление об опере Мурадели «Великая дружба», и многое стало меняться. Начальник Комитета по делам искусств Татарской ССР Юрусов сказал нам, что «с джазом придется подождать»...»
Для джазменов и их искусства наступили тяжелые времена. Был распущен джаз Молдавии, преобразован в «эстрадный оркестр» джаз Эстонии, из которого вынужден был уйти его руководитель В. Сапожнин. Но «лундстремовцы», несмотря на то, что они так и не получили официального статуса, не разбрелись кто куда. Приготовив новый репертуар, в который вошли татарские мелодии и песни, обработки произведений русских советских композиторов, они время от времени выступали перед слушателями Казани, с огромным энтузиазмом приветствовавшими их. Поэтому предложение записать на пленку татарские песни в джазовой обработке не застало О. Лундстрема врасплох. Перед микрофонами выездной бригады Дома звукозаписи (это было в июне 1955 года) оркестр на свой страх и риск (оплата не гарантировалась!) сыграл 15 песен и инструментальных пьес 3. Хабиббулина, С. Сайдашева, И. Шамсутдинова, А. Ключарева, Д. Файзи. В альбоме записей в графе «исполнители» значилось — Татарский джаз-оркестр под управлением Олега Лундстрема.
Записи эти сыграли решающую роль в дальнейшем существовании коллектива. Получив высокую оценку в Москве, в частности на совещании в редакции журнала «Советская музыка», где Д. Д. Шостакович горячо поддержал оркестр, джаз Татарской СССР в апреле 1956 года записывает еще 17 песен и инструментальных пьес, среди которых обработки мелодий композиторов Татарии и произведения Олега Лундстрема. А 1 октября того же года, приехав в Москву, становится джаз-оркестром Росконцерта.
В упомянутых записях принимали участие: Анатолий Голов — первый альт-саксофон, Владимир Серебряков — второй альт-саксофон, Игорь Лундстрем — первый тенор-саксофон, Виктор Деринг — второй тенор-саксофон, Лев Главацкий — баритон-саксофон, Олег Осипов — первая труба, Виталий Серебряков, Георгий Баранович, Иннокентий Горбунцов, Алексей Котяков — трубы, Григорий Осколков — первый тромбон, Иннокентий Бондарь, Анатолий Миненков, Александр Маевский — тромбоны, Юрий Модин — рояль, Онуфрий Козлов — гитара, Александр Гравис — контрабас, Залман Хазанкин — ударные. Струнная группа — музыканты Татарского театра оперы и балета. Алексей Котяков был также вторым дирижером оркестра.
Из записей 1955 — 1956 годов в «Антологии» представлены семь произведений, отразивших определенный этап как жизни коллектива О. Лундстрема, так и истории советского джаза. Оценивая программу лундстремовского оркестра той поры, А. Баташев заметил: «Очень интересными и передовыми для своего времени были сочинения и исполнения джазовых пьес в национальном стиле. В числе таких произведений были румба «Мечты» А. Манасыпова и «Татарская самба» А. Ключарева. Последняя пьеса отличалась особенно органичным слиянием национальных и джазовых элементов».
Ряд сочинений, сыгранных Татарским джазом, сегодня появляются на пластинке впервые. Это — «Весенняя песня» Александра Ключарева, развернутая О. Лундстремом в джаз-фантазию, танго «Не грусти», написанное композитором и пианистом, концертмейстером Татарской филармонии Георгием Роттом на стихи казанского поэта Аркадия Писманника, в исполнении студентки Татарской консерватории И. Алексеевой, а также с блеском сделанная руководителем оркестра «Фантазия на темы песен о Москве».
Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность Государственному архиву звукозаписей, Г. А. Ширману, В. В. Сапожнину и О. Л. Лундстрему, оказавшим содействие при подготовке этой программы.
Г. Скороходов
Ташкентский завод,
Зак. 474. Тир. 5000