Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Заслуженный деятель искуств РСФСР И. В. Якушенко (р. 1932) — композитор, работающий в самых различных жанрах. Ему принадлежат симфонические и камерные сочинения, произведения для детей и юношества, театральная музыка и киномузыка, пьесы для оркестра русских народных инструментов, эстрадная и танцевальная музыка, песни. Одним из свидетельств широты творческих интересов композитора может служить то внимание, которое он уделяет работе по созданию концертно-джазового репертуара. И. В. Якушенко — автор Концерта и Партиты для джаз-оркестра, ряда джазовых композиций для малых составов.
Фортепианный «Джазовый альбом» для детей и юношества (1982) состоит из шестнадцати музыкальных картин, рассчитанных на использование в педагогической практике. В альбом входят пьесы разной трудности (в диапазоне от младших классов музыкальной школы до старших курсов музыкальных училищ). Пьесы очень разнообразны не только в техническом (пианистическом), но и в жанрово-стилистическом и образно-характеристическом отношении. Будучи структурно замкнутыми, самостоятельными композициями, они тем не менее могут быть исполнены и как единый цикл фортепианных миниатюр, занимающий целое концертное отделение.
Называя свой цикл альбомом, автор опирался на существующую в западноевропейской, русской и советской фортепианной музыке традицию детских и юношеских альбомов, составленных из ряда характерных пьес с программными заголовками. Называя этот альбом джазовым, композитор хотел подчеркнуть, что особенностью, отличающей данный цикл от других — классических и современных — альбомов такого рода, является систематическое обращение к джазовой стилистике. Автор «Джазового альбома» моделирует разные стили и жанры джаза, а также тех сфер музыки, которые, строго говоря, не относятся к джазу, но так или иначе к нему примыкают — либо как его предшественники (истоки), либо как его прямые или косвенные «родственники». То есть, создавая этот цикл, композитор видел свою задачу не только в том, чтобы пополнить педагогический и концертный репертуар учащихся музыкальных школ и училищ, но и в том, чтобы познакомить их с типическими чертами некоторых стилей и жанров, характерных для отдельных этапов истории джаза и родственных ему явлений. Однако, несмотря на такую, казалось бы, стилизаторскую направленность замысла, пьесы, включенные в альбом, отражают субъективное, индивидуальное «слышание» этих объективно существующих актуальных пластов музыкальной культуры нашего века; здесь всюду ощущается авторская манера музыкального высказывания.

Первое знакомство. Альбом открывается вальсом. Для джаза наиболее типичен четырехдольный размер, но начиная с 50-х годов ни у кого не осталось сомнений в том, что трехдольность и вальсообразность (да и другие тактовые размеры) отнюдь не противопоказаны джазу. Пьеса знакомит юного музыканта с ощущением мягкой «свинговой» пульсации. Есть здесь и так называемые «блю-ноутс» (пониженные III и VII ступени мажорной гаммы), характерные для блюзовых интонаций.
Деревенские музыканты. Один из истоков джаза — европейские народные песни и танцевальные наигрыши. Пьеса написана в духе музыки «кантри» (что значит «сельская», «деревенская»). Это простодушная, веселая, чрезвычайно доходчивая, наивная музыка. Играя и слушая пьесу, мы невольно представляем себе залихватского деревенского скрипача, ловкого исполнителя на банджо и увлеченного музицированием (но не слишком заботящегося о «верхних» нотах) контрабасиста. В наши дни стиль «кантри» развивается как самостоятельная ветвь популярной музыки.
У истока большой реки. Многое в музыкальном языке джаза восходит к проникновенным, неподдельно искренним традиционным духовным песнопениям («спиричуэле») американских негров. Эта традиция очень тесно связана с другой сферой музыкально-поэтического самовыражения негритянского народа — с так называемыми блюзами, печальными сольными песнями о тяжелых испытаниях, об одиночестве, о неразделенной любви. Сплав элементов спиричуэле и блюза во многом предопределил пути развития искусства джаза. Название пьесы имеет символический смысл: недаром в историю джаза прочно вошло понятие «мэйнстрим», что значит «главное русло» (буквально — «основное течение»).
Синематограф. Джаз возник как продукт органического синтеза разнородных «слагаемых». Одно из таких слагаемых — «рэгтайм» (это слово можно перевести как «рваный ритм»). Речь идет о распространившихся в конце XIX — начале XX века фортепианных композициях танцевального характера, своеобразие которых состояло в том, что угловатая, насыщенная синкопами мелодия правой руки накладывалась на подчеркнуто ровные четвертные длительности аккомпанирующих басов и аккордов левой руки. В последующие годы к подобной манере игры часто прибегали пианисты, игравшие в кинотеатрах во время демонстрации немых фильмов; ведь такая музыка как нельзя более соответствовала господствовавшему в немом кино комедийно-трюковому жанру.
Очень галантный кавалер. Танцевальность — в ее самых различных проявлениях — была изначально присуща ранним формам джазового музицирования. В 20-х годах салонная музыка с чертами джаза исполнялясь небольшими ансамблями (джаз-бэндами) во многих танцзалах. Атмосфера таких танцзалов и воспроизводится в этой музыкально-хореографической картинке. На фоне несложного аккомпанемента звучит «приятная» мелодия солирующего кларнета (или, быть может, саксофона). Затем вступает со своей «импровизацией» труба; в этот момент группа аккомпанирующих инструментов (так называемая «ритм-секция») на какое-то время умолкает. Этот своеобразный эффект временного выключения аккомпанемента (обычно при переходе к очередному разделу музыкальной формы) получил название «стоп-тайм».
Ночное небо. Исключительно плодотворной для всех стилей джаза оказалась блюзовая традиция. Само слово «блюз» происходит от английского прилагательного blue, означающего «голубой» и «грустный». Пьеса близка негритянскому блюзу как по настроению, так и по форме. Здесь явственно обнаруживаются свойственные этому жанру гармонические последования и типичная для блюза двенадцатитактовая структура.
Старый паровозик. С конца 20-х годов пианисты, работавшие в сфере развлекательной музыки, стали применять структурно-гармонический план блюза, играя левой рукой остинатные басовые фигуры в пунктирном ритме, тогда как в партии правой руки могло быть больше разнообразия. Возникший таким путем музыкальный жанр получил название «буги-вуги». Именно в подобной манере написан этот этюд.
Горечь расставания. В этой балладе экспрессивная рапсодическая речитация верхнего голоса, поддерживаемая насыщенными гармониями, сменяется строго метризованным эпизодом «свингового» характера, где как бы импровизируемые мелодические фразы правой руки звучат на фоне ровного движения четвертными длительностями в нижнем голосе. Такого рода басовую линию, обычно исполняемую контрабасом pizzicato, называют «блуждающим (или шагающим) басом» — прием, очень широко распространенный в джазе начиная со стиля «свинг» 30-х годов; при этом вторая и четвертая доли слегка подчеркиваются. (Нередко джазовый контрабасист привносит в это «блуждание» черты большого ритмического разнообразия, временами «подстегивая» движение пунктирными фигурами).
Приветливая. Этот музыкальный портрет может дать некоторое представление о стиле джазовой музыки, который сформировался в 50-е годы и получил название «кул» (то есть «прохладный»). «Кул» — музыка камерного плана, чаще всего сдержанно-лирического характера. Типичные черты стиля — прозрачность фактуры, изысканность гармонии, широкое вовлечение в сферу джазового музицирования разнообразных средств музыки европейской академической традиции. Показателен и тактовый размер пьесы (5/4, эпизодически — 7/4) до стиля «кул» неквадратные метры в джазе не применялись (хотя, разумеется, и в этом стиле четырехдольный размер остался все же преобладающим).
Когда Бах улыбается. Пьеса написана в линеарно-контрапунктической манере так называемого барокко-джаза, близкого родственника стиля «кул»; суть его состоит в органическом сочетании приемов полифонического письма мастеров первой половины XVIII века, прежде всего И. С. Баха, с артикуляцией «свингового» типа, эпизодическим использованием «блуждающего баса» и мелодических линий импровизационного характера, равно как и с другими признаками джаза. В этой озорной фуге встречаются стреттные имитации, проведения темы не только в ее первоначальном облике, но и в увеличении, в метрическом смещении, а также в частично переинтонированном варианте, интермедии, основанные на секвенцирован фрагментов темы, но все эти средства классической полифонии применяются в джазовом «ключе».
Уходя на цыпочках. Сквозь фортепианную фактуру этой миниатюры, тонко передающей пластику танцевальных движений, как бы «просвечивает» обаятельно-мягкое оркестровое звучание. Эту музыку нетрудно представить себе в исполнении «биг-бэнда» (джазового оркестра, в который входят группа саксофонов, трубы, тромбоны и ритм-секция). В стилистическом отношении пьеса напоминает «свинг» конца 30-х годов.
Шестнадцатая весна. Еще один лирический джаз-вальс. Стилистически пьеса примыкает к музыке «кул». Можно отметить черты сходства с жанром фортепианной миниатюры в импрессионистской манере. Джазовая атмосфера создается благодаря ритмике левой руки.
Печальный гитарист. Джаз испытал ощутимые влияния латиноамериканского фольклора, генетически связанного с испанской и португальской народной музыкой. Эта развернутая лирико-драматическая пьеса весьма близка также и академическим традициям программной характеристической музыки. Напряженно-эмоциональная речитация средней части отмечена глубоко личным характером музыкального высказывания.
Свежий ветер. Одно из направлений современного джаза «вест-кост», стиль, сочетающий в себе черты «кула» и «би-бопа». Эта манера музицирования характеризуется смелостью гармонического языка, жестким произнесением» напористых, своенравных мелодических линий, неожиданной акцентуацией самых различных моментов метроритмической ткани. В пьесе как бы воспроизводится звучание джазового инструментального ансамбля малого состава («комбо»).
Гигантские шаги. Эта пьеса примыкает к так называемому «тяжелому року». Легко представить себе инструментальный ансамбль с участием бас-гитары, электронного синтезатора. Обращает на себя внимание неуклонное мерно-поступательное движение баса с его остинатными мелодико-ритмическими фигурами. Отметим также несимметричность метра — явление далеко не самое обычное в музыке этого рода. Различные направления «поп»- и «рок»-музыки сами по себе находятся за пределами джаза. Но начиная с 70-х годов музыкантов и любителей музыки все больше привлекают многообразные опыты сочетания элементов джаза и «рока». В наши дни джаз-рок уже показал себя как плодотворное, перспективное, стилистически многогранное направление дальнейшего развития искусства джаза.
Час пик. Альбом завершается порывистой, стремительной композицией, вызывающей ассоциации с импровизационной стихией музицирования малого состава в стиле «би-боп», отличающемся остротой звучания, сложностью, зигзагообразностью мелодических линий. Возникновение этого стиля (первая половина 40-х годов) положило начало тому широкому исключительно разнообразному кругу явлений, который охватывается понятием «современный джаз».
Валерий Ерохин