Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1 — 26.48
В. А. МОЦАРТ (1756—1791)
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, KV 622
1. Allegro 2. Adagio 3. Rondo. Allegro

Сторона 2 — 18.40
Я. СТАМИЦ (1717—1757)
Концерт для кларнета с оркестром си бемоль мажор
1. Allegro 2. Adagio 3. Presto

АЛЬГИРДАС БУДРИС, кларнет
Литовский камерный оркестр. Дирижер Саулюс Сондецкис
Записано в Картинной галерее г. Вильнюса

Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Яутакас
Художник О. Шимайтите
© «МЕЛОДИЯ», 1981
ВИЛЬНЮССКАЯ СТУДИЯ ГРАМЗАПИСИ. ЗАПИСЬ 1978 Г.
1981 2285 3000

Среди деревянных духовых инструментов симфонического оркестра кларнет самый молодой, хотя и он уже насчитывает около трехсот лет. Правда, понадобилось немало времени и изобретательности мастеров, пока он из свирели превратился в инструмент чрезвычайно больших выразительных возможностей, заслужил доверие композиторов. Обычно считалось, что в состав симфонического оркестра кларнет введен именно Я. Стамицем, симфония которого «с кларнетом и контрабасами» прозвучала в 1755 году в Париже и который является автором концерта, записанного на этой пластинке. Теперь, однако, известны и более ранние случаи применения этого
инструмента, правда, еще не столь совершенного. Слово «кларнет» значится в сборнике нот, изданном в 1716 году в Амстердаме, в «Музыкальном словаре» И. Вальтера (1732); кларнеты применены в нескольких concerti grossi А. Вивальди (1740), в одной из опер Ж. Ф. Рамо (1749) и в ряде других произведений эпохи барокко, а автором предположительно самых первых (четырех) концертов для кларнета с оркестром является немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер ( 1696 — 1765); его концерты написаны примерно в 1743 — 1747 годах.
Тот факт, что другие авторы несколько опередили Я. Стамица, ничуть не умаляет исторических заслуг последнего. Именно Стамиц был одним из основателей «мангеймской школы» симфонистов, творчество и исполнительская деятельность которых решительно повлияли на формирование классического оркестра, подготовили почву для венских классиков. В великолепном оркестре мангеймцев, который Ч. Берни, английский историк музыки, назвал «армией из генералов», кларнет утвердился окончательно, здесь его с наслаждением слушал Моцарт, создавший в конце жизни два замечательных произведения — Квинтет с кларнетом и Концерт. Оба они написаны для выдающегося кларнетиста того времени А. Штадлера (1753—1812). Концерт, законченный в октябре 1791 года, незадолго до смерти, явился последним произведением данного жанра у Моцарта. Мастерски используя выразительные возможности кларнета, композитор создал произведение, отмеченное, по словам А. Эйнштейна, «величайшей простотой и действенностью», «высшей красотой». Добавим, что и Концерт Стамица, будучи скромнее по масштабам (к струнным, например, здесь добавлены лишь две валторны), отличается свежестью музыки, народно-жанровым колоритом, требует не меньшей виртуозности.

Альгирдас Будрис (род. 1939) — известный литовский кларнетист, один из лучших в республике исполнителей на духовых инструментах. Он окончил Вильнюсскую государственную консерваторию, аспирантуру при Ленинградской консерватории, 1970 — 1971 годах совершенствовался в Париже у профессора Ж. Лансло, затем несколько лет работал в Каире. В настоящее время А. Будрис преподает в Вильнюсской консерватории (одновременно заведует кафедрой духовых инструментов), как солист и ансамблист часто выступает в нашей стране и за рубежом.
А. Таурагис