Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЕНИС (1875—1911)
Сторона 1
ДВА КАНОНА: до минор, ре мажор
ФУГА фа диез минор
ТЕМА И ВАРИАЦИИ си минор

Сторона 2
СТРУННЫЙ КВАРТЕТ до минор
1. Allegro moderate
2. Andante
3. Menuetto. Grazioso
ФУГА соль мажор

ВИЛЬНЮССКИИ КВАРТЕТ: А. Вайнюнайте, П. Кунца, Д. Каткус, А. Василяускас
Записано в Картинной галерее г. Вильнюс

Звукорежиссер В. БИЧЮНАС
Художник М. МАЧАН
На первой стороне конверта фрагмент картины М. К. Чюрлёниса «Соната моря. Финале».

О квартетном творчестве М. К. Чюрлёниса пишет сестра композитора, доктор искусствоведения профессор Ядвига Чюрлёните.
В раннем периоде своего творчества М. И. Чюрлёнис много внимания уделял ансамблю квартета струнных инструментов. Одним из первых произведений для квартета является Тема с вариациями си минор, написанная в 1898 году, когда композитор учился в Варшавской консерватории. Это произведение насыщено светлыми юношескими эмоциями. Лирически романтическая гармония, полная теплых красок, склонность к полифоническому мышлению являются как бы зародышами стиля первого периода творчества композитора.
Каноны до минор и ре мажор, написанные в 1902 году, когда композитор продолжал учебу в Лейпцигской консерватории, свидетельствуют об овладении полифонической техникой и зреющем более конкретном индивидуальном стиле: широкие линии основных мелодий этих канонов с хорошо сочетающимися сопровождающими голосами составляют гармонично развитую совокупность без характерного этому жанру схематизма.
Двойная фуга фа диез минор с двумя темами различных характеров, благодаря разнообразию тематических сочетаний, создает картину резвого, с большой точностью разработанного произведения.
Выше названные произведения и фуга соль мажор впервые были исполнены Вильнюсским квартетом по случаю столетия со дня рождения М. К. Чюрлёниса.
Самым совершенным произведением камерного жанра молодого М. К. Чюрлёниса является квартет до минор, написанный в 1902 году, в годы учебы в лейпцигской консерватории. Квартет состоит из трех частей (финал не сохранился). В первой части строго соблюдается форма сонатного аллегро. Вторая часть — лирически романтическая идиллия, в кантилене раскрывающая характерный народный колорит. Третья часть — грациозный менуэт.
Фуга соль мажор написана по модели классической фуги.