I сторона
К. ДЕБЮССИ (1862—1918)
Эстампы (14.23)
1. Пагоды
2. Вечер в Гренаде
3. Сады под дождем
Этюд № 11 (сложные арпеджио) (5.01)
II сторона
С. ФРАНК (1822—1890)
Прелюдия, хорал и фуга (18.38)
Запись 1980 года
Звукорежиссер В. Бичюнас
Редактор Р. Яутакас
Художник В. Грабаускайте
Фотограф Д. Швядас
Творческая биография пианиста Повиласа Стравинскаса (р. 1950) еще коротка. Но музыкальная общественность Литвы уже успела обратить на него внимание: ни одно выступление молодого музыканта не проходит незамеченным. Родившись в музыкальной семье, П. Стравинскас, очевидно, недолго размышлял о выборе профессии. Он начал учиться в Вильнюсской школе искусств имени М. К. Чюрлёниса, вскоре перешел в московскую Центральную музыкальную школу (класс О. А. Голубевой), затем поступил в Московскую консерваторию. Здесь, в классе профессора Я. И. Мильштейна, пианист успешно закончил консерваторию (1974) и аспирантуру. Теперь он солист Государственной филармонии Литовской ССР, педагог Вильнюсской консерватории.
П. Стравинскас уже выступал в большинстве братских республик, в Сибири, на Камчатке и Сахалине, в Польше. В его репертуаре, с каждым концертом становящемся шире и разнообразнее, концерты Мендельсона, Чайковского, Листа, Прокофьева, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, сонаты Моцарта, Бетховена и Шопена, фантазия «Скиталец» Шуберта, «Крейслериана» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского, произведения Чюрлёниса. Много внимания П. Стравинскас уделяет и камерно-ансамблевому музицированию, выступая с известными исполнителями республики, а также с женой (тоже пианисткой), с которой им подготовлены интересные программы произведений для фортепиано в четыре руки.
«Высокоодаренный пианист, обладающий широким художественным кругозором, ясностью музыкального мышления и отличной техникой», — так о П. Стравинскасе отозвался его педагог профессор Я. И. Мильштейн. Рецензенты отмечают его культуру звука, выразительное и мягкое туше, чувство стиля, лирический дар, легкость и естественность игры.
Для своей первой пластинки П. Стравннскас выбрал произведения французских композиторов. В творчестве С. Франка отчетливо выступают склонность к монументальности, сочетание импровизационности и рационализма, довольно сложный музыкальный язык, сплавляющий элементу романтического и классицистского стилей.
Трудно представить себе музыку Франка, не зная творчества Баха, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа... «Прелюдия, хорал и фуга» (1884)—равное по содержанию сонате циклическое произведение, отдельные части которого, исполняющиеся без перерыва, объединены большой интонационной общностью, интенсивным развитием тем, которые рождаются как бы незаметно, переходят одна в другую, переплетаются. В импровизационной по характеру Прелюдии выделяются три тематических элемента, где особенно значителен второй (изложенный аккордами «речитатив»). Тема Хорала звучит сдержанно, печально, словно символ далекого счастья, а при повторении становится все драматичнее. Кульминация цикла — Фуга. Для ее темы характерны мотивы плача, жалобы, но к концу они звучат просветленно. Жизнеутверждающая, гимническая кода основана на трансформации хоральной темы.
Почти двадцать лет отделяют это произведение Франка от «Эстампов» К. Дебюсси (1903) — это уже совсем другой звуковой мир, свидетельствующий, что его создатель— поэт фортепиано, мастер колорита и изысканных звучаний. Композитора чрезвычайно заинтересовала музыка Востока, которую он впервые услышал на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Биографы Дебюсси утверждают, что «Пагоды» из «Эстампов» и являются отзвуком слышанной композитором восточной музыки, точнее — индонезийского гамелана. Пагоды, богато орнаментированные восточные храмы, — сооружения своеобразной архитектуры; пьеса Дебюсси передает не только впечатление от храма — в ней предстает обобщенная картина восточного города, слышен уличный шум, звучание колоколов и колокольчиков. Все это образует красочный контрапункт.
«Вечер в Гренаде» — подлинный шедевр, названный М. де Фальей наиболее ярким выражением испанского духа, атмосферы Андалузии. Это бытовая картинка, состоящая из небольших эпизодов, объединенных ритмом хабанеры. Самые первые такты — фон будущей мелодии — создают впечатление пространства, «атмосферу действия»; мелодия носит мавританский характер. Эта и несколько других тем коротки, почти не развиты, форма пьесы свободная, что еще сильнее подчеркивает калейдоскопическую смену образов.
«Сады под дождем», хотя и завершают цикл, написаны раньше двух других пьес. Это тоже музыкальный пейзаж, а по сути дела образец виртуозной токкаты, характерной для раннего Дебюсси. Отдельные акцентируемые ноты, сливающиеся в мелодию, условно можно себе представить как капли дождя. По свидетельству современников, композитор имел в виду сады Парижа; возможно, что программа пьесы шире, чем она выражена в названии — например, нетрудно себе представить детские игры в саду. Пожалуй, не случайно музыка основана на двух популярных мелодиях французского детского фольклора. Игра светотени, контрасты красок, переменность лада — характерные черты этой пьесы.
Двенадцать этюдов написаны в 1915 году и посвящены памяти Ф. Шопена. Это последнее произведение Дебюсси для фортепиано. Ставя значительные технические трудности, этюды прежде всего являются высокохудожественными, поэтическими пьесами, что в полной мере относится и к Этюду № 11 (сложные арпеджио).
А. Таурагис