Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
1 сторона
Концерт для скрипки и камерного оркестра — 15.42
1. Ария, 2. Чакона, 3. Токката
Ричеркар, пьеса для кларнета —6.48
Р. Катилюс, скрипка. А. Будрис, кларнет
Литовский камерный оркестр. Дирижер С. Сондецкис

2 сторона
Ребенок и птицы, прелюдии для фортепиано — 8.14
Записки Чюрлёниса, фантазии для голоса и фортепиано —9.16
Текст М. К. Чюрлёниса
1 Тишина, 2. Девдорачек, 3. Родник, 4. Королевна
Р. Мацюте, сопрано
Б. Вайнюнайте, фортепиано (1)
Г. Ручите, фортепиано (2)

Звукорежиссер В. Кондротас
Редактор Р. Жальнерюте
Художник Н. Радзявичене

Двадцатилетним творческим трудом Витаутас Юргутис (p. 1930) завоевал признание, занял свое место в семье литовских советских композиторов. Юргутис успешно работает в разных жанрах. Начав свой творческий путь с симфонических поэм, он написал немало камерно-инструментальной музыки. Особое внимание В. Юргутис уделяет различным жанрам вокальной музыки (в 1976 году ему присуждена Республиканская премия за ораторию «Донелайтис» на слова Ю. Марцинкявичюса). Очень значителен вклад композитора в камерную вокальную музыку. Новаторские стремления его в этом жанре увенчались яркими удачами. Как пример можно назвать «Письма солдата» — семь поэм для баса, фортепиано и ударных на слова В. Шимкуса, кантату «Звучания» (слова народные) для четырех солистов и двух фортепиано, лирические циклы «Дитя с куском хлеба» (на слова разных поэтов), «Девочка в тени дома» (слова Н. Миляускайте) и другие. Основные стилистические черты композитора сформировались уже в начале пути. Это внимание к темам современности, полифоничность музыки, стремление объединить средства музыкальной выразительности с элементами народного песнетворчества.
Музыкальный мир В. Юргутиса выражается оригинальным языком, он полон серьезности, сосредоточенности Эти черты свойственны и Концерту для скрипки с камерным оркестром (1978). Неоклассические черты Концерта сочетаются с использованием додекафонических, сонористических, алеаторических элементов, синтезированием их с элементами колористики фольклора. Партия солиста насыщена полифонией, полиритмией. Три части Концерта — Ария, Чакона, Токката — объединены интонационной ячейкой, которая формируется в первой части.
Цикл «Записки М. К. Чюрлениса» написан в 1974 году на тексты прозы Чюрлёниса. Он принадлежит к лирическим циклам композитора, в которых особое внимание уделяется гибкости вокальной партии, ее связи с текстом.
Ричеркар и фортепианным цикл «Ребенок и птицы» созданы в 1979 году и уже завоевали широкое признание.
Ричеркар — это красочная пьеса для кларнета соло, использующая всевозможные технические возможности инструмента. Успешная премьера в Будапеште на фестивале современной музыки утверждает перспективную концертную жизнь пьесы.
Цикл «Ребенок и птицы» — это шесть разнохарактерных миниатюр, которые объединяет изысканный, фантастический образный мир.
О. Нарбутене