Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
КОГДА ВАС НЕТ
автор неизвестен
Н. Алексеев, В. Бочков (гитары)
ОН ВИНОВАТ
музыка и слова М. Перроте
ГЛАЗА
А. Виленский — Т. Щепкина-Куперник
ИЗМЕНЫ НЕТ С. Толстая
3. Китаев (ф-но)
ЧТО ЭТО СЕРДЦЕ старинный вальс
Инструментальное трио
РАЗДЕЛИ ТЫ СО МНОЙ МОЮ ДОЛЮШКУ
Цейнер
ПОЛНО, СОКОЛ, НЕ ГРУСТИ
Б. Фомин — И. Финк
3. Китаев (ф-но)
ПОД КЛЕНАМИ
С. Кац — А. Софронов
Оркестр п/у С. Горчакова
СЧАСТЬЕ
Б. Фомин — Л. Давидович
3. Китаев (ф-но)
ЗВЕЗДОЧКА
автор неизвестен
Н. Алексеев, В. Сазонов (гитары)
ЛЮБОВЬ
старинный вальс
СНОВА ПОЮ
автор неизвестен
ВСТРЕЧА
обр. 3. Китаева
3. Китаев (ф-но)
Я НЕ МОГУ ЛЮБИТЬ
Б. Фомин
Н. Алексеев, В. Бочков (гитары)
ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС Б. Фомин — П. Герман
3. Китаев (ф-но)
МИНУТЫ ЖИЗНИ
Б. Фомин — П. Герман
Оркестр п/у С. Горчакова

Архивные записи
Записи реставрированы Н. Морозовым. Редактор К. Тихонравов

В 1923 году в Москве появилась певица, обладательница красивого, мощного контральто, певица, которой судьба уготовила петь партии Кармен, Любаши, Далилы. Но душа ее уже была в плену у романса, у песни. И не в опере, а на эстраде появляется красавица грузинка. Молодая, обаятельная, темпераментная, музыкальная, умная — она не могла не стать любимицей и стала ею сейчас же, после первых же концертов. А потом посыпались предложения, и Тамара объездила, кажется, всю страну — редко кто пользовался таким успехом.
Многие прославленные мастера русской сцены, особенно Станиславский, Немирович-Данченко, Обухова, Собинов, были большими почитателями ее таланта. От пения Тамары Семеновны Церетели приходили в восторг Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Александр Фадеев.
Тамара Церетели родилась в 1900 году в селе Свери Шорапанского уезда. Училась в кутаисской гимназии. Еще девочкой она часто пела на уроках церковного песнопения, проявляя большую музыкальность. Тамара любила петь и пела всюду: и в кругу друзей, и на семейных концертах. В 1917 году, переехав в Тбилиси, она поступила на медицинский факультет. Но вскоре замечательный голос мягкого золотисто-бархатного тембра привлек внимание известных грузинских деятелей, по настоянию которых Тамара, бросив медицину, поступила в консерваторию. По единодушному мнению Захария Палиашвили и Николая Черепнина, стоявших в те годы во главе консерватории, ей была назначена стипендия (что в те времена было редкостью и определяло степень дарования). Сначала Тамара училась у профессора А. Зеленой и H. Черепнина, а затем у А. Джакели. Училась успешно, с большим увлечением.
Впервые перед грузинской музыкальной общественностью Церетели выступила в 1920 году. Вот что писала об этом выступлении пресса: «Венцом вечера была Тамара Церетели. С радостью можно отметить ее появление на грузинской эстраде. Своим исполнением цыганских романсов она вызвала восторг публики...»
Влюбленная в старинные романсы, Тамара покидает консерваторию и, по совету композитора и аккомпаниатора Бориса Алексеевича Прозоровского, уезжает в Москву. «С того дня, — вспоминала Тамара Семеновна, — всю мою деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант». В Москве Тамара Церетели оказалась в кругу таких видных музыкантов, как Дмитрий Покрасс, Семен Стучевский, Абрам Макаров и других, сыгравших немалую роль в формировании певицы.
В конце 1923 года в Москве в Малом зале консерватории состоялся первый концерт Тамары Церетели. Певица покорила слушателей благородством исполнения, выразительностью слова и звука. В ее трактовке старинные романсы звучали с теплой лиричностью, задушевностью, с неподдельным темпераментом и с несомненным вкусом. Ее полюбила вся театральная Москва, назвавшая ее в дальнейшем второй Варей Паниной. Имя исполнительницы цыганских романсов и старинных песен становится известным и любимым по всей нашей стране. Великолепный мастер этого жанра, Тамара Церетели возвела его в высокий эстрадный жанр с большим гражданским пафосом. В ее концертах неизменно звучали также и песни советских композиторов: Т. Хренникова, М. Бланте-ра, А. Новикова, Б. Мокроусова, М. Фрадкина, С. Каца, которые она пела увлеченно, темпераментно.
С 1932 года до ухода со сцены неразлучным аккомпаниатором Тамары Церетели был Зиновий Наумович Китаев, прекрасный музыкант, аккомпаниатор многих известных вокалистов и инструменталистов. Он заслуженно разделял успех певицы.
Сотни тысяч километров изъездила Тамара Семеновна, дав за 35 с лишним лет свыше пяти тысяч концертов. От солнечной Грузии, ее родины, до берегов Тихого океана, от знойных астраханских степей до Балтики, от Белого до Черного моря. Более чем в двухстах городах выступала она с концертами и всегда с огромным успехом.
В тяжелые годы Отечественной войны Тамара Церетели участвует в концертах для бойцов. Немало благодарности от военных частей поступило на ее имя за участие в концертах, сборы от которых шли в фонд помощи семьям погибших воинов, раненым бойцам и сиротам.
В 1958 году Тамаре Семеновне Церетели было присвоено звание заслуженной артистки Грузинской ССР.
В 1960 году она ушла со сцены. Со сцены, но не от широкого участия в общественной жизни: до последнего дня своей жизни она была членом Президиума Центрального дома работников искусств и ветеранов сцены.
.. .Мы опять слышим голос Тамары Церетели. И невольно убеждаемся, что и нынешние артисты, выступающие со старинными романсами, те, чье исполнение отличают благородство, искренность, глубокая сдержанная страсть, истинный драматизм, многим обязаны Тамаре Семеновне Церетели.
М. Д. Табукашвили, заслуженный артист Грузинской ССР

При реставрации записей Т. Церетели были использованы материалы Центрального государственного архива звукозаписей СССР, собрания коллекционеров грампластинок И. Боярского, В. Донцова, С. Зубарева, М. Мангушева, А. Павлова, Ю. Перепелкина, М. Табукашвили.
Всесоюзная студия грамзаписи благодарит за оказанную помощь.