I сторона
Попутная — 2.55
Песня о звездах — 2.45
Песня о тебе — 3.40
Ритмы жизни — 4.27
Не горюй — 3.20
Тени — 5.20
II сторона
Приходи, любовь — 3.00
Эх, луна — 3.20
Осенняя песня — 3.30
Рыжая весна — 2.05
Светлая песня — 2.40
О России —4.00
Л. ФИЛАТОВА, меццо-сопрано (2, 4, 6, 7, 9, 12),
К. ПЛУЖНИКОВ, тенор (3, 5, 6, 11, 12)
В. ЛЕБЕДЬ, баритон (1, 6, 8, 10, 12),
И. ГОЛОВНЕВА, фортепиано
Звукорежиссер Ф. Гурджи
Редактор К. Иванова
Художник Е. Комарова
Фото В. Семенова
Нет такого уголка в нашей стране, где бы не звучали песни выдающегося советского композитора, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Василия Павловича Соловьева-Седого. Уже четыре десятилетия сопровождают они миллионы людей и в горе и в радости.
Песни Соловьева-Седого — звучащая летопись эпохи. С ними прошли трудные дороги войны солдаты, защищавшие Родину от фашизма. Добрые, задушевные напевы воскрешали в памяти родные места: «далекую заставу, где в зелени сад и скамья» («Играй, мой баян»), «любимый город» и «знакомый платок голубой» («Вечер на рейде»). В них пелось о коротких привалах «на солнечных поляночках», о неунывающих парнях с тальянками в руках, о светлых весенних солдатских снах в перерыве между боями («Соловьи»), о неспешной беседе где-нибудь в землянке «у огарочка свечи» («Давно мы дома не были»), о верной девичьей любви («Не тревожь ты себя, не тревожь») и о священной памяти фронтовых друзей («Где же вы теперь, друзья-однополчане»).
Песни Соловьева-Седого проникнуты высоким чувством патриотизма, ощущаемого как глубоко личное, сокровенное. Нерасторжимость личного и общего — творческое кредо композитора. Он разговаривает с родной землей, с городом, где пршла его жизнь, словно ведет беседу с близким другом: «Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою». А какой сердечностью проникнута его песня «Подмосковные вечера», облетевшая весь мир.
Сердечное тепло, доброта — вот то состояние души, которым автор щедро одаривает всех, к кому обращена его музыка. И неслучайно, что одно из последних своих сочинений 70-х годов Соловьев-Седой назвал «Светлые песни», добавив примечательный подзаголовок «Песни любви». Это вокальный цикл на стихи ленинградского поэта Глеба Горбовского. Герой этого цикла — человек уже немолодой, имеющий возможность спокойно оглянуться на пройденный путь, вспомнить ушедшую молодость; однако грусть этих «осенних песен» светла и благородна, потому что по-прежнему трепетно и молодо бьется сердце.
«Светлые песни» написаны несколько в иной манере, чем предыдущие сочинения. В последние годы в творчестве композитора заметно все большее тяготение к камерному строю лирики. Песенность здесь зачастую сливается с романсовостью, рождая своеобразный жанровый сплав; более подробно выписаны штрихи, детали. Мелодика развивается свободно, вне строгой зависимости от куплетной периодичности, фортепианная партия пронизана тонкими нюансами.
«Это — музыка хорошо сделанная, но не деланная, не нарочитая, тщательно продуманная, но пе придуманная не надуманная и главное, как всегда у этого автора, — живая, сердечная, добрая. — писал об этом цикле биограф композитора, известный ленинградский музыковед А. II. Сохор. — Действительно, светлые песни! И при этом чистые, строгого вкуса, обходящиеся. как правило, без модного нажима и надрыва... Пусть это и несколько иной Соловьев-Седой, чем в песнях 40-х годов. — менее броский... Но зато здесь имеются известные нам по творчеству многих художников драгоценные черты «поздней манеры»: самоограничение, ясность намерений и полнейшая точность их осуществления».
Э. Фрадкина