I СТОРОНА
Б. КОЖЕВНИКОВ
Симфония № 3 «Славянская» (13.26)
1. Allegro
2. Вальс
3. Скерцо
4. Allegro
В. ПЕСКИН
Ноктюрн (5.35)
Скерцо (3.14)
II СТОРОНА
М. ГОТЛИБ
Серенада (4.45.)
Бурлеска (3.11)
Г. КАЛИНКОВИЧ
Концерт-каприччио на тему Паганини для саксофона-альта и духового оркестра (12.14)
Т. ДОКШИЦЕР, труба (2, 3)
М. ШАПОШНИКОВА, саксофон (6)
Дирижеры. Н. Михайлов (1—3), А. Мальцев (4—6)
Редактор С. Шилов. Художник Ю. Ануфриев. Фото В. Барышникова
Отличительная черта советской духовой музыки — симфонический метод оркестрового мышления. Именно этим можно объяснить значительность и высокую идейность сочинений советских композиторов для духового оркестра, правдивость музыкальных образов, глубокое проникновение в природу духовых инструментов и оркестра в целом.
Овладение симфонизмом позволило по-новому использовать выразительные возможности духового оркестра в произведениях крупных и малых форм. Оно в значительной мере определило творческие принципы таких композиторов, как Б. Кожевников, М. Готлиб, Г. Калинкович и В. Пескин.
В советской духовой музыке Б. Кожевников, вслед за Н. Мясковским, один из первых обратился к жанру симфонии. Его Первая симфония, посвященная подвигам комсомольцев в Великой Отечественной войне, была написана к 25-летию ВЛКСМ; Вторая, «Победная» симфония прозвучала в памятном 1945 году. Третья симфония — «Славянская» (1958 г.) -— воплотила идею дружбы народов, их борьбы за мир. Не прибегая к цитированию, автор сумел создать характерные темы, близкие песням и танцам славянских народов. Единство их ритмо-интонаций способствует цельности четырехчастного цикла.
В исполнительской практике широко бытуют Концерт и Скерцо для трубы в сопровождении фортепиано композитора В. Пескина. Оркестровая транскрипция второй части Концерта, «Ноктюрна», и Скерцо неожиданно открыла новые выразительные грани этих пьес. На фоне детально разработанной оркестровой ткани партия трубы стала более рельефной и яркой. Необычайное мастерство народного артиста РСФСР Т. Докшицера, в совершенстве владеющего инструментом, вдохнуло новую жизнь в эти произведения.
Творчество М. Готлиба отличается богатством и разнообразием жанров, мелодической щедростью, тонким ощущением красочной палитры звучания духового оркестра. Эти качества присущи «Серенаде» и «Бурлеске», впечатляющим колоритными и свежими тембровыми эффектами, ритмической изобретательностью.
Многообразно раскрывается композиторское дарование Г. Калинковича в Концерте-каприччио на тему Паганини для саксофона-альта и духового оркестра. Девять виртуозных вариаций захватывают воображение слушателя, вовлекая его в интереснейшее соревнование солиста и оркестра. В исполнении лауреата Всесоюзного и Международного конкурсов М. Шапошниковой особенно ярко переданы смена чувств и настроений, контрастные сопоставления и, вместе с тем, единство эмоционально-образного развития в этом вариационном цикле.
Первый Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР, давший путевку в жизнь многим произведениям, был создан по инициативе заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, генерал-майора С. А. Чернецкого в сентябре 1935 года.
Уже тогда оркестр неизменно радовал исполнительским мастерством миллионы слушателей. Особенно успешно он выступил на Всеармейском конкурсе и был награждён cepeбряными фанфарами (1938 г.).
В годы войны оркестр дал более 1500 концертов в составе концертных бригад, выезжавших на фронт и в прифронтовые города, часто выступал по радио. Концерты замечательного коллектива хорошо помнят воины Московской Пролетарской дивизии (1941 г.), соединений и частей, оборонявших Москву. Военные музыканты были частыми гостями в Первой ударной армии (1942 г.).
Ныне слава этого коллектива далеко перешагнула рубежи нашей Родины. С его исполнительской культурой знакомы слушатели братских социалистических стран, многих стран Европейского континента.
Огромным успехом пользовались выступления на стройке века — Байкало-Амурской магистрали, в Средней Азии и в Прибалтике. Большую работу коллектив проделал при создании новой музыкальной редакции Государственного гимна СССР.
Блестящие выступления оркестра слышали делегаты VII внеочередной сессии Верховного Совета СССР, принявшей новую Советскую Конституцию, а также участники торжественных заседаний в Кремлевском Дворце съездов в дни празднования 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции и вооруженных Сил СССР. Новые интересные программы оркестр подготовил к 60-летию Ленинского комсомола.
Художественный руководитель, главный военный дирижер заслуженный деятель искусств РСФСР полковник Н. М. Михайлов и начальник оркестра, заслуженный артист РСФСР подполковник А. В. Мальцев успешно продолжают традиции коллектива. Они безупречно владеют дирижерским искусством и вместе с музыкантами убедительно раскрывают перед слушателями эстетическую и гражданскую значимость исполняемых произведений.
Е. Аксенов, кандидат искусствоведения