Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, 27.03.86

Сейчас ты услышишь одну из прекрасных сказок великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она создана больше ста лет назад. А легенды и. мифы тропической Африки и скандинавские сказания, которые послужили Андерсену материалом для его чудесного вымысла, и того старше: им сотни и даже тысячи лет.
Но, как говорил сам писатель, умевший увидеть и почувствовать поэзию во всем — и в развалинах древних храмов, и в достижениях науки, и в самом обыкновенном лесном цветке: «Сказочная поэзия — это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя».
Андерсен овладел этой поэзией. И в свои то волшебные, то кажущиеся чистой правдой «сказки и истории» вложил всю глубину своих мыслей и чувств, всю доброту своего большого сердца. Он обладал талантом наделять каждый предмет домашней утвари, каждое животное и птицу своей собственной и ни на чью другую не похожей жизнью характером, манерами, капризами и слабостями. Соломинка, стручок гороха, надменная свинья-копилка и оловянный солдатик, штопальная игла и крахмальный воротничок — каких только героев мы не встречаем на страницах андерсеновских сказок!
«Материала у меня бездна, — говорил писатель,— больше, чем для любого другого рода поэзии; часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни». И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, и рассказ о любом из них готов».
И в самом деле, вспомните хотя бы такую андерсеновскую сказку, как «Лен». Ведь она построена на... процессе промышленного использования льна. Пожалуй, ни одному из сказочников мира не удалось бы мало-мальски вразумительно и связно рассказать об этом. Андерсен же увлекательно, тепло и поразительно по-человечески воспроизвел этот процесс.
Так бывало всегда, за что бы ни брался великий писатель, о чем бы ни хотел поведать людям на примере того или иного сюжета, который бы никому другому, кроме него, даже не пришло в голову использовать. Никто не спорит: сказка должна, просто обязана быть волшебной! Но у Андерсена эта волшебность совсем не обязательно определяется какими-то причудливыми поворотами событий.
Правда, мы вовсе не хотим сказать, будто бы ему, сказочнику-философу, не свойственны ни безудержный полет воображения, ни изощренная изобретательность, будто бы ему не хватало фантастичности. .. Всем этим Ганс Христиан Андерсен владел даже в избытке. Чего стоит хотя бы всем нам известная «Снежная королева» со всеми ее приключениями, чудесными происшествиями, превращениями! ..
Да и все-таки... Главное-то волшебство (даже если судить по одной «Снежной королеве») отнюдь не только в сюжете. Бывают ведь сказки куда незатейливее. А нас они не трогают, не волнуют ни сердце, ни мысль, не заставляют задуматься о чем-то гораздо более важном и существенном.
Давайте-ка припомним эту бессмертную андерсеновскую сказку, вернее, один из ее эпизодов, в котором сказался весь Андерсен. .. .Герда, почти у цели своего долгого пути, встречает старую мудрую женщину. И добрый олень, на котором девочка пыталась пробиться сквозь пургу и метель, просит эту женщину помочь бедняжке, у которой износилась обувь, а одежда превратилась в лохмотья, — дать ей богатырскую силу, иначе не одолеть ей всемогущую коварную колдунью. А женщина отвечает оленю: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце...»
Откуда бы ни черпал сюжеты своих историй, похожих на правду, великий сказочник: из сокровищницы мирового народного сказочного творчества или из глубин собственного воображения, — всегда он говорил об этой «скрытой в сердце» непобедимой силе. Силе любви, доброты и самоотверженности. Ради любви его герои жертвуют жизнью, идут на страшные лишения, преодолевают страх, несчастья, дальние дороги, один на один выходят на бой с жестокими и злыми врагами.
Сам писатель прожил очень нелегкую жизнь. И его, как Гадкого утенка или босоногую Герду, не раз высмеивали и травили, унижали и завидовали ему. Не раз этот застенчивый, не отличавшийся ни знатностью происхождения, ни блестящим образованием, человек, признанный у себя на родине только к концу своей жизни, принимал бой за правду, жертвуя ради победы самым необходимым. Но скрытая в его сердце великая благородная сила любви к людям, сострадание и доброта помогали писателю выстоять. Он верил сам и призывал всех людей верить в существование и необходимость этой непобедимой силы. И в какой бы, пусть в самой безобразной, несуразной оболочке ни бывала скрыта эта сила, всегда в конце-концов она побеждала и превращала все вокруг в счастье, в жизнь, в сверкание солнца.
Сейчас вы будете слушать, и, вероятно, впервые, сказку о «Дочери Болотного царя». Сказка эта волшебная. В ней есть и чудеса, и превращения, и неожиданности, характерные для такого рода сказок.
Вот что писал Андерсен о «Дочери Болотного царя» в примечании к академическому изданию своих сказок: «Я читал древние скандинавские сказания и особенно увлекся историями о диких болотах. А также изучал труды о тропической Африке и исследования о перелетах птиц, в частности аистов...»
Слушай ее внимательно. И тогда тебе откроется самое главное волшебство. Постарайся отыскать черты этого андерсеновского волшебства, пусть оно до времени и будет скрыто за колдовскими наваждениями.
М. Бабаева