Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, зак. 215. Т. 500
Т-10 З. 1760 Т. 15000 11.04.83 Художник Г. Носков

Среди необъятного творческого наследия И. С. Баха важное место принадлежит многочисленным сольным и ансамблевым сонатам для различных инструментов. В этих замечательных произведениях широко отразилось богатство образного мира баховской музыки, ее поразительная свежесть и красота,
В 1717 году Бах был приглашен на должность капельмейстера при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётен-ского. Молодой князь, по отзыву Баха, был не только страстным любителем, но и отличным знатоком музыки, а его оркестр, хотя и небольшой, состоял из превосходных музыкантов. Именно в кётенский период Бах создал большую часть своих оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, среди которых были и сонаты для флейты.
Композитор, безусловно, великолепно знал технику игры на флейте, ее тембровые и колористические ресурсы — вспомним, с каким блеском написаны флейтовые партии в Бранденбургских концертах и в си минорной оркестровой сюите, во множестве арий и ансамблей из месс, кантат и Страстей. То же мастерство отличает и флейтовые сонаты, где Бах, как и в сонатах для скрипки и виолы да гамба, смело опережает свое время, предвосхищая сонатные циклы венских классиков.
Перу Баха принадлежит шесть сонат для флейты и клавесина. Партия чембало выполняет в них различную роль. Если в сонатах BWV 1030—1032 клавесин — облигат-ный инструмент, полностью равноправный с флейтой и постоянно соревнующийся с ней, то в записанных на этой пластинке трех сонатах BWV 1033—1035 его функция ограничена сопровождением — цифрованным басом. В остальном же оба цикла сонат близки друг другу. Строясь по принципу чередования трех или четырех контрастных по темпу частей, сонаты поражают неиссякаемым мелодическим богатством, гибкой сменой различных образов — элегических и праздничных, танцевальных и драматических. В ясной и прозрачной музыкальной ткани повсюду ощущается гениальное мастерство Баха-полифониста — гомофонная фактура то и дело сменяется сложными полифоническими сочетаниями. Три сонаты для флейты с цифрованным басом, подобно большей части камерных ансамблей той эпохи, построены как четырехчастные циклы по схеме: медленно — быстро — медленно — быстро. Авторская расшифровка цифрованного баса не сохранилась — исполнители придерживаются вариантов расшифровки, сделанных позднее. Своеобразием композиции отличается Соната до мажор, BWV 1033. Первой ее части свойственна импровизационная свобода — это как бы небольшая фантазия, где начальный раздел Andante, сменяется стремительным Presto. После второй части, Allegro в духе «вечного движения», и полной суровой красоты третьей части, Adagio, сонату неожиданно завершает словно перекочевавший из сюиты грациозный менуэт.
Две другие сонаты — ми минор, BWV 1034 и ми мажор, BWV 1035 — построены более строго. Их первые части, Adagio ma поп tanto, представляют собой полные экспрессии монологи флейты. Вторые части охвачены движением быстрого танца, жанровая природа которого особенно, отчетливо выявлена в Allegro Сонаты ми минор, напоминающем бурре. Третьи части — это вносящие успокоение лирические интермеццо: чудесная сицилиана из сонаты ми мажор близка своей знаменитой «сестре» во Второй сонате для облигатного клавира и флейты. В финалах, развитых и полифонизированных, вновь господствует стихия танца, подвижного и энергичного.
В. Тирдатов

Флейтист Александр Корнеев (р. 1930) — один из ведущих советских исполнителей на духовых инструментах. Он окончил Московскую государственную консерваторию (1952) и аспирантуру (1955), где занимался у про-фесора В. Н. Цыбина и Ю. Г. Ягудина. А. Корнеев неоднократно участвовал в международных конкурсах; ему были присуждены звания лауреата на конкурсах Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Будапеште (1949), Берлине (1951), конкурсе исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи в Праге (1953). Александр Корнеев концертирует как солист, а также в составе самых различных камерных ансамблей Он выступал с Э. Гилельсом, С. Рихтером, Д. Ойстрахом, Т. Николаевой и другими известными музыкантами. Александр Корнев является первым флейтистом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, а также дирижером и руководителем камерного ансамбля солистов этого оркестра, выступающего с исполнением многих сочинений современных советских и зарубежных композиторов.
А. Корнеев неоднократно гастролировал в городах Советского Союза и за рубежом. Его сольная концертная деятельность получила широкое признание; флейтисту посвятили свои произведения многие советские композиторы — Вайнберг, Левитин, Тактакишвили и другие. В 1966 году Александру Корнееву присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Александр Бахчиев (р. 1930) — воспитанник Московской консерватории, которую он окончил в 1953 году по классу профессора Л. Н. Оборина. В 1953 — 1956 годах под его же руководством пианист совершенствовался в аспирантуре.
Концертную деятельность А. Бахчиев начал еще в студенческие годы, выступая как солист в камерных и симфонических концертах. В 1951 году пианист был удостоен звания лауреата на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Александр Бахчиев концертирует во многих городах Советского Союза, гастролировал во Франции и ГДР, постоянно выступает и записывается в самых различных по составу камерных ансамблях.
В репертуаре сонатного ансамбля А. Корнеева и А. Бахчиева — все сонаты для флейты и клавира И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, С. Прокофьева, Ф. Пуленка и др.
Цикл сонат Баха был впервые исполнен этими музыкантами 24 января 1970 года в Малом зале Московской консерватории.
Газета «Советская культура» (2/IV 1970 г.) писала: «Очарование музыки Баха было столь велико, что зал, кажется, готов был еще раз в тот же вечер прослушать все шесть изумительных, бесконечно разнообразных, глубоких и удивительно красивых сонат, с блеском исполненных артистами... Виртуозное исполнительское мастерство А. Корнеева стало красноречивейшим доказательством того, что флейта имеет право на существование как сольный инструмент наравне с фортепиано, скрипкой и виолончелью. ..»
Рецензент журнала «Советская музыка» (1970, № 6) отмечал «исключительную ансамблевую чуткость музыкантов», «чистую и ясную полифонию», «удивительную штриховую согласованность между исполнителями».
Т. Я м п о л ь с к и й