Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, внутренняя часть коробки

Внешним поводом для создания «Торжественной мессы» Ре мажор, соч. 123 послужило посвящение в сан епископа знатного ученика Бетховена, эрцгерцога Рудольфа, Однако замысел Бетховена вышел далеко за рамки традиционной в таких случаях музыки к торжественной церковной службе. Создававшаяся в 1918-1822 годах, «Торжественная месса» не только хронологически соседствует с величайшим творением
Бетховена - Девятой симфонией, но во многом близка ей идейно. В Мессе ярко проступают черты Бетховена-симфониста и смелого новатора. который подчиняет освященный вековыми традициями церковный жанр выражению своей заветной идеи. Это была идея мира и братства человечества. В канонизированном латинском тексте мессы нашлись и нужные Бетховену слова, на которых он сделал главный акцент: «Dona nobis pacem» («Дай нам мир», заключительный раздел песнопения мессы - Agnus Dei). Общая монументальность,. впечатляющее сочетание вокальных и инструментальных партий, некоторые музыкальные детали (вплоть до тонального плана, опирающегося на тональности Ре мажор, Си бемоль мажор и Соль мажор) - - все это сближает Мессу с Девятой симфонией, особенно с ее финалом. Надпись Бетховена на партитуре «От сердца — к сердцам» отчасти предвосхищает призыв, обращенный ко всему человечеству в финале симфонии,— «Обнимитесь, миллионы!»
По своей внешней композиции произведение Бетховена опирается на традиционное нятичастное строение мессы: Kvrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei. Внутреннее разделение этих частей осуществлено с той свободой, которая вообще характерна для позднего творчества композитора (вспомним финал Девятой симфонии, последние сонаты и квартеты). Разнохарактерные эпизоды внутри крупных частей включаются в общее сквозное развитие, не превращаясь в самостоятельные замкнутые «номера» — как это было в Мессе си минор И. С. Саха. Месса Бетховена написана для четырех солистов, смешанного хора И большого по тому времени симфонического оркестра. Оркестр здесь не только усиливает общую выразительность, но порой выступает в самостоятельной роли — во вступлениях и отдельных оркестровых эпизодах.
Своеобразно начало первой части — Kvrie eleison («Господи, помилуй»): оркестровое вступление звучит тихо и проникновенно (ремарка Бетховена Mil Andacht — благоговейно). Музыка основного хорового раздела, напротив, полна величавой торжественности, лишь оттеняемой лирикой среднего раздела, выдержанной в духе трогательной мольбы.
Более сложно, драматургически многопланово построены следующие части — Gloria («Слава») и Credo («Верую»). Их сближает сходное торжественное начало и завершение мощной хоровой (ругой. Внутри этой «рамки» — чередование разнохарактерных эпизодов, конкретизирующих с образно-эмоциональной стороны отдельные разделы текста. Так, в Gloria выделяется своим тонким лиризмом эпизод Qui tol-lis. исполняемый вначале солистами под прозрачный аккомпанемент оркестра. В Credo наибольшей выразительности Бетховен достигает в эпизодах, связанных с трагической судьбой Христа. Скорбь и страдание акцентируются в разделе Crucifixus («Распятый»), ярким контрастом к нему становится музыка эпизода Et resurrexit («И воскрес»).
Необычно начало следующей части — Sanctus («Свят»). Бетховен отказывается от пышного славословия и пишет тихую музыку, отмеченную глубоким лирическим чувством (вновь появляется ремарка: Mil Andacht — как в самом начале Мессы). Поют лишь солисты. Быстрый темп и приподнятость характеризуют, однако, последующую хоровую фугу. Новый эпизод — Benedictus («Благословен») — становится лирическим центром всего произведения. Погружение в сферу задушевной лирики перед финалом, выражающим основную идею, напоминает нам соотношение лирического Адажио и финала и Девятой симфонии. Benedictus открывается оркест ровым вступлением задумчиво-лирического характера, затем пение солистов сопровождается предельно легким и прозрачным аккомпанементом инструментов, среди которых выделяется своим нежным звуча иием солирующая скрипка. Вся часть заканчивается традиционной «Осанной» (хоровая фуга).
Последняя часть Мессы — Agnus Dei («Агнец божий»)—наиболее оригинальна, в ней Бетховен особенно смело нарушает традиции строгой церковной музыки. После просветленных звучании Sain tus особенно впечатляет сумрачный, траурный характер начального раздела Agnus Dei. написанного в си миноре (эту тональность Бетховен называл «черной тональностью»). За традиционными словами о Христе, пострадавшем за человечество, здесь как бы между строк, проглядывают мысли Бетховена. О страданиях людей, ввергнутых в пучину несчастий войнами и раздорами. Коикретизируются эти мысли несколько позже. Следующий раздел Dunn imlil pacem («Дай нам мир») —Бетховен предварят многозначптельной ремаркой: «Мольба о внутреннем и внешнем мире». Необыкновенно выразительная главная вокальная мелодия «парит» над оркестром с его мягко струящимися фигурациями На этом официальный текст мессы исчерпывается, но для Бетховена только теперь начинается самое главное. Кроткой мольбе о мире он стремится противопоставить
картины битв (снова сходство с концепцией [< пятой симфонии). В наступившую тишину неожиданно врываются отзвуки битвы военные фанфары. На тревожном фоне тремолирующих струимы звучит полный смятения речитатив у поочередно вступающих солистов (не имея права добавлять свои слова к тексту мессы, Бетховен повторят здесь слова молитвы «Агнец божий»). Далее с новой силой и убежденностью звучит повторение напева «Дай нам мир». После оркестрового эпизода, напоминающего
бетховенские симфонические разработки, последний раз звучит мольба о мире, венчая все произведение Сказывается при этом принципиальная разница в воплощении идеи мира и братства в Девятой снмфонии и Мессе. Там — мощный и уверенный призыв к миллионам и выражение стихийной радости объединенного человечества, здесь — лишь надежда и кроткая мольба... Тем не менее «Торжественная месса Бетховена остается одним из грандиознейших еоадм ний композитора и одновременно ближайшим творческим «подступом» к Девятой симфонии.
Исполнение «Торжественной мессы» в Вене при жизни Бетховена встретило большие затруднения Но русские почитатели творчества великого композитора могли справедливо гордиться: впервые Месса была исполнена в Петербурге, 18 марта 1824 года
Г.Крауклис