Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Перед вами пластинка актрисы и режиссера Ленинградского радио, народной артистки РСФСР Марии Григорьевны Петровой, чей удивительный голос с детства дорог многим поколениям ленинградцев.
Ученица Вивьена, М. Г. Петрова после окончания Театрального института начала творческий путь как актриса Ленинградского ТЮЗа и уже в то время, в начале 30-х годов, участвовала в детских передачах Ленинградского радио.
Задорным, озорным голосом говорила она с ленинградскими ребятами от имени Тома Сойера и Гекльберри Финна, героев Гайдара и Житкова, Андерсена и Чуковского. Она знакомила маленьких радиослушателей с книгами о детстве Льва Толстого и Чехова, Короленко и Горького, Аксакова и Алексея Толстого. И каждый раз, когда в эфире раздавались знакомые слова: «Здравствуйте, ребята!», — едва ли не вся ленинградская детвора замирала у бумажных тарелок-репродукторов. «Тарелка» частенько искажала звук, случалось, он и вовсе пропадал, и тогда ребята забирались на стол, чтобы приставить ухо к самой мембране: только бы не пропустить словечка из любимой сказки или радиоспектакля...
Вопрос о том, что предпочесть — сцену ТЮЗа, где с успехом выступала молодая талантливая актриса, или радио, Мария Григорьевна решила в пользу радио. 1 апреля 1934 года М. Г. Петрова стала штатной сотрудницей Ленинградского радио. И вот уже более полувека актриса и режиссер работает в Доме радио. Созданная ею за эти годы «звучащая библиотека» включает десятки тысяч страниц и множество ролей. А сколько незабываемых образов создала актриса! Это Алеша Пешков и Маугли, гайдаровский Тимур и Волька из «Старика Хоттабыча», Ваня Солнцев из «Сына полка» и Родька из «Чудотворной» — всех не перечесть. Многие из ее работ вошли в золотой фонд радиовещания.
Творческий диапазон ее необычайно широк. Голос ее может быть нежным и мягким, когда она — Дюймовочка и Русалочка, хрипловато-гортанным, когда она играет Маугли и Тома Сойера, Бибигона и слепого музыканта. Незабываемы ее говорящие звери, птицы, рыбы... — в сказках. Одухотворенный талант и мастерство снискали ей широкую известность в Ленинграде и за его пределами. «М. Г. Петрова из тех, кто создавал наше художественное вещание для детей и юношества», — читаем мы в книге «Ленинградские легенды» писателя Юрия Алянского.
Свое благородное дело Петрова продолжала и в блокадные годы: была политруком Дома радио, бойцом МПВО Ленинградского радиокомитета, членом фронтовой бригады. Играла в так называемом Блокадном театре, который помещался в здании нынешнего Театра комедии. Сто спектаклей только за один сезон сыграли артисты этого необыкновенного театра.
Ее голос в унисон с голосами Ольги Берггольц, Всеволода Вишневского ободрял, поддерживал в ленинградцах волю к сопротивлению, вселял надежду и уверенность в окончательной Победе над фашизмом, заставлял и помогал жить. В составе концертных бригад актриса ездила на фронт, выступала в госпиталях, в блокадных детских садах Не забудут блокадные дети прекрасный цикл «Амулет», который, кстати, шел не в записи, а прямо в эфир, как и все передачи в годы войны и блокады. Не забудут, как прозвучали в эти годы «Волшебная лампа Аладдина», «Черная курица», «Сын полка». Во всех этих передачах участвовала М. Г. Петрова.
В домашнем архиве Марии Григорьевны хранятся письма благодарных радиослушателей. Вот строки из письма директора мемориального музея А. С. Попова Е. Г. Кьяндской-Поповой: «Как был бы горд изобретатель радио, когда бы мог знать, какую огромную уверенность в Победе несли Ваши незабываемые выступления в дни страшной блокады Ленинграда! Голодные дети, оставаясь одни дома, не чувствовали себя одинокими в темных, промерзших квартирах, слушая Ваше чтение русских народных сказок по радио. Вы с большим мастерством прочитали по радио многие произведения любимых писателей А. С. Попова. А Ваши выступления в госпиталях были лучшим лекарством для раненых...»
Одна из любимых сказок детворы — «Терем-теремок» Маршака. Рассказывает, что Маршак присутствовал на прослушивании радиоспектакля. Когда его спросили, сколько, по его мнению, артистов занято в передаче, он ответил: «Наверное, семь-восемь». Каково же было удивление автора, когда ему сказали, что все партии в спектакле исполняют двое: М. Г. Петрова и народный артист СССР А. Ф. Борисов.
Портрет на лицевой стороне конверта этой пластинки написан в 1944 году известным ленинградским художником, народным художником РСФСР Ярославом Сергеевичем Николаевым, мужем М. Г. Петровой. Два народных художника, живописец и актриса, два замечательных, два одухотворенных человека прожили вместе 35 лет—-до кончины Ярослава Сергеевича Николаева.
Комсомолка Ленинского призыва, коммунист с 45-летним стажем, ветеран Великой Отечественной войны и труда, М. Г. Петрова трижды избиралась народным депутатом Куйбышевского района, неоднократно секретарем партийной организации Ленинградского радио. Ее многогранный творческий труд высоко оценен — Мария Григорьевна награждена орденом Трудового Красного Знамени и пятнадцатью медалями.
Мария Григорьевна Петрова и Ленинградское радио сегодня воспринимаются как нечто единое, неразделимое. А голос ее и сегодня радует взрослых и маленьких радиослушателей.
Фирма «Мелодия» выпустила несколько пластинок, на которых Мария Григорьевна читает сказки Горького, произведения Достоевского... Ее пластинки не залеживаются на прилавках магазинов, ребята охотно покупают их. Эта пластинка — первая, где Петрова рассказывает о себе.
Вот уже несколько лет подряд актриса каждый четверг в 22 часа 30 минут выходит в эфир с чтением произведений классической литературы и современных советских писателей. Она читает всем и для каждого. Слушая Петрову, ясно представляешь себе происходящее, видишь его порою лучше, чем в театре или в кино. Почему это происходит? Она счастливо сочетает в себе дар глубокой, тонкой актрисы с талантом художника звучащего слова.
Много лет назад старейшая русская актриса Вера Родионовна Стрешнева сказала: «Драгоценнейший дар — уметь смотреть не на себя, а в себя. Машенька Петрова владеет этим даром». Наверное, в этом и заключается секрет артистического мастерства и завидного творческого долголетия Марии Григорьевны Петровой.
Татьяна Степанова