Диск 1
Иоганнес Брамс (1833–1897)
1 Интермеццо Ля мажор, соч. 118 № 2 5.37
2 Интермеццо си минор, соч. 119 № 1 2.47
3 Интермеццо ми минор, соч. 119 № 2 5.13
4 Каприччио фа-диез минор, соч. 76 № 1 2.32
5 Интермеццо Ля-бемоль мажор, соч. 76 № 3 1.59
6 Интермеццо Си-бемоль мажор, соч. 76 № 4 2.22
7 Каприччио до-диез минор, соч. 76 № 5 2.51
8 Интермеццо Ля мажор, соч. 76 № 6 3.03
9 Интермеццо ля минор, соч. 76 № 7 2.45
10 Каприччио До мажор, соч. 76 № 8 2.46
Сергей Рахманинов (1873–1943)
11 Прелюдия фа-диез минор, соч. 23 № 1 3.21
12 Прелюдия Ре мажор, соч. 23 № 4 4.09
13 Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 2 5.12
Общее время: 44.44
Генрих Нейгауз, фортепиано
Записи с концертов: 1947 г. (1–4, 6, 7), 1951 г. (5, 8–10), 19 сентября 1946 г. (11, 12),
12 июля 1951 г. (13)
Ремастеринг – Н. Радугина
Диск 2
Роберт Шуман (1810–1856)
«Крейслериана», соч. 16
1 1. Äußerst bewegt 2.23
2 2. Sehr innig und nicht zu rasch 8.29
3 3. Sehr aufgeregt 4.36
4 4. Sehr langsam 3.04
5 5. Sehr lebhaft 3.01
6 6. Sehr langsam 3.17
7 7. Sehr rasch 2.09
8 8. Schnell und spielend 3.16
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
13 прелюдий из соч. 34
9 № 1 До мажор. Moderato 1.04
10 № 2 ля минор. Allegretto 0.49
11 № 3 Соль мажор. Andante 1.45
12 № 7 Ля мажор. Andante 0.59
13 № 8 фа-диез минор. Allegretto 1.01
14 № 11 Си мажор. Allegretto 0.55
15 № 13 Фа-диез мажор. Moderato 1.11
16 № 14 ми-бемоль минор. Adagio 1.54
17 № 16 си-бемоль минор. Andantino 0.58
18 № 18 фа минор. Allegretto 0.52
19 № 19 Ми-бемоль мажор. Andantino 1.30
20 № 22 соль минор. Adagio 1.49
21 № 23 Фа мажор. Moderato 1.08
Общее время: 46.19
Генрих Нейгауз, фортепиано
Записи: 1951 (1–8), 1957 (9–21) гг.
Ремастеринг – М. Пилипов
Диск 3
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2, «Лунная»
1 I. Adagio sostenuto 5.08
2 II. Allegretto – Trio 2.02
3 III. Presto agitato 7.10
Соната № 24 Фа-диез мажор, соч. 78
4 I. Adagio cantabile – Allegro ma non troppo 6.45
5 II. Allegro vivace 2.51
Соната № 17 ре минор, соч. 31 № 2
6 I. Largo – Allegro 5.46
7 II. Adagio 6.28
8 III. Allegretto 5.53
Соната № 30 Ми мажор, соч. 109
9 I. Vivace 2.59
10 II. Prestissimo 2.15
11 III. Gesangvol, mit innigster Empfindung. Andante molto cantabile ed espressivo 10.55
Соната № 31 Ля-бемоль мажор, соч. 110
12 I. Moderato cantabile molto espressivo 5.34
13 II. Allegro molto 1.57
14 III. Adagio ma non troppo – Fuga. Allegro ma non troppo 8.50
Общее время: 74.40
Генрих Нейгауз, фортепиано
Записи: 1950 г. (1–5), 1946 г. (6–8), 2 октября 1950 г. (9–11), 30 апреля 1948 г. (12–14)
Ремастеринг – М. Пилипов
Диск 4
Антон Аренский (1861–1906)
«Силуэты», сюита № 2 для двух фортепиано, соч. 23
1 Учёный 2.43
2 Кокетка 2.28
3 Полишинель 3.25
4 Мечтатель 4.03
5 Танцовщица 3.05
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Соната для двух фортепиано Ре мажор, KV 448
6 I. Allegro con spirit 11.02
7 II. Andante 9.46
8 III. Allegro molto 5.44
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Квартет № 2 Ре мажор для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, WoO 36 № 2
9 I. Allegro moderato 10.30
10 II. Andante con moto 10.36
11 III. Rondo. Allegro 4.44
Общее время: 68.13
Генрих Нейгауз, фортепиано
Станислав Нейгауз, фортепиано (1–8)
Дмитрий Цыганов, скрипка (9–11)
Вадим Борисовский, альт (9–11)
Сергей Ширинский, виолончель (9–11)
Записи 1950 (1–8), 1949 (9–11) гг.
Звукорежиссер – Е. Осауленко
Ремастеринг – М. Пилипов
Диск 5
Фредерик Шопен (1810–1849)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11
1 I. Allegro maestoso 18.35
2 II. Romance. Larghetto 8.56
3 III. Rondo. Vivace 10.01
Александр Скрябин (1872–1915)
Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, соч. 20
4 I. Allegro 6.41
5 II. Andante 7.52
6 III. Allegro moderato 9.53
Общее время: 62.00
Генрих Нейгауз, фортепиано
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио
Дирижеры: Александр Гаук (1–3), Николай Голованов (4–6)
Записи 1953 (1–3), 1946 (4–6) гг.
Звукорежиссер – A. Гроссман (1–3)
Ремастеринг – Е. Барыкина
Руководители проекта: Андрей Кричевский, Карина Абрамян
Редакторы: Полина Добрышкина, Наталья Сторчак
Дизайн – Григорий Жуков
Перевод – Николай Кузнецов
Фото: Валентин Черединцев/ТАСС, А. Лесс/ТАСС
Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию юбилейный комплект, посвященный 130-летию со дня рождения Генриха Густавовича Нейгауза.
«Есть люди, профессия которых совершенно неотделима от их жизни. Это энтузиасты своей работы, люди кипучей творческой деятельности, а жизненный путь их – сплошное творческое горение. Такой – Генрих Густавович Нейгауз», – писал замечательный исследователь фортепианной музыки Виктор Дельсон.
«Генрих великий» – так окрестил Нейгауза выдающийся польский композитор Кароль Шимановский. Пианист, педагог, автор книг, очерков и рецензий, блестящий знаток поэзии, живописи, философии, свободно говоривший на шести языках, он не вписывался в узкие рамки музыканта-исполнителя. В жилах Нейгауза текла немецкая и польская кровь, но он был подлинным носителем русской культуры…
Сыну потомственного музыканта-педагога, родственнику Ф. Блуменфельда и К. Шимановского, Нейгаузу самой судьбой было предназначено фортепианное будущее. Он учился в Берлине и Вене у Л. Годовского и Г. Барта, экстерном закончил Петроградскую консерваторию, еще в юности играл с оркестром под управлением Р. Штрауса, вызвав его восхищение.
Концертные выступления Нейгауза привлекали как искушенных знатоков, слышавших игру Рахманинова и Горовица, так и самую широкую публику. Интерпретация каждого произведения была продумана Нейгаузом до мелочей, и при этом рояль звучал импульсивно и страстно, как будто музыка рождалась прямо под пальцами пианиста. Обладавший композиторским дарованием, в молодости отвергнувший карьеру дирижера, Нейгауз обладал свойством так «вживаться» в музыку, что исполнение, казалось, исходит от самого автора…
Крупнейший фортепианный педагог ХХ века, Генрих Нейгауз обладал незыблемым авторитетом среди студентов и коллег-преподавателей. Из его класса вышли Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Анатолий Ведерников, Яков Зак, Алексей Любимов, Владимир Крайнев, Вера Горностаева, Игорь Никонович, Элисо Вирсаладзе, Алексей Наседкин, Тихон Хренников, Евгений Светланов и многие другие.
Большинство его записей относятся к концу 1940-х – началу 1950-х гг. В юбилейный комплект, посвященный 130-летию со дня рождения Генриха Густавовича Нейгауза, вошли широко известные, «хрестоматийные» сонаты Бетховена, пьесы Брамса, «Крейслерианы» Шумана, прелюдии и этюд-картина Рахманинова, фортепианные концерты Шопена (№ 1), Скрябина и Листа (№ 2), а также никогда не издававшиеся на компакт-дисках записи прелюдий Шостаковича, фортепианного квартета Бетховена (в ансамбле с участниками струнного квартета имени Бетховена) и сюиты «Силуэты» Антона Аренского для фортепиано в четыре руки, записанной в ансамбле с сыном – выдающимся пианистом Станиславом Нейгаузом.