Инсценировка Н. Гарской
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ведущий — Г. МЕНГЛЕТ
Король Утер Пендрагон — А. ОВЕЧКИН
Волшебник Мерлин, Пелинор — Ю. АВШАРОВ
Сэр Эктор, Архиепископ — Р. АЛЕКСАНДРОВ
Сэр Кэй, Сэр Мордред, Сэр Мадор — Е. ГРАФКИН
Леди, Фея Моргана — Т. МУРИНА
Король Артур — А. ГУЗЕНКО
Королева Гвиневера — Н. АРХИПОВА
Фея Нинева — Н. ГАРСКАЯ
Сэр Ланселот — Ю. ВАСИЛЬЕВ
Сэр Боре, Отшельник, Садовник — Р. ТКАЧУК
Сэр Гавейн — М. ДЕРЖАВИН
Луций, Сэр Агравейн — В. УШАКОВ
Юная леди — В. ХАРЫБИНА
Режиссер Г. Менглет
Для среднего школьного возраста
Звукорежиссер Н. Чибисова. Редактор И. Якушенко
Художник Б. Дударев
К стародавним верованиям, к преданиям дохристианской и доримской Британии восходит образ короля Артура. Долгий путь проделывает этот персонаж от мифологического героя, через фольклор и до героя литературного.
Еще в глубокой древности ирландская сага повествует о правлении короля великого и славного, при котором «довольство было, справедливость и доброе владычество над людьми Ирландии».
Записана была эта сага лишь в IX–X веках, стиль ее повествования сбивается на сказочный. До записи предание шло извилистой тропой изустного творчества. Народные поэты-певцы (барды) творили и разносили предания по земле. Истоки этого творчества принадлежат к одной из великих культур древней Европы — к цивилизации кельтов. Это их наследие.
Некогда кельтские племена (бритты — одно из них) населяли всю Европу. Постоянно теснимые, они вынуждены были мигрировать, а это неизбежно приводило к гибели памятников культуры. Следы этой культуры обнаруживают себя повсюду. Но известно об этой цивилизации бесконечно мало. Кроме того, у многих племен существовал запрет записывать священные и литературные тексты, когда же запрет на письменную фиксацию был забыт, записанными оказались только поздние версии легенд и преданий.
В основе Артуровских легенд лежит поэзия родового строя — эпические сказания кельтов — их ирландская вариация. Ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. В сагах сохранены многие чрезвычайно архаические черты, фантазия в них причудлива и много места уделено любви и женщине.
Однако герои этих саг не являются прообразами героев романов Артуровского цикла, они лишь модель, как, впрочем, и сами саги, послужившие моделью для будущих романов о короле Артуре. В этих сагах повествуется как бы об Артуре до Артура, о Мерлине до Мерлина, о Гавейне до Гавейна и т. д. Такой персонаж, как Мерлин, несомненно, унаследовал черты мифологических богов и героев, сам Артур отождествлен с богом Браном (вороном).
В «Дон Кихоте» — знаменитой книге Сервантеса — есть такие строки: «Разве не знакомы вы с анналами английской истории, в них повествуется о славных подвигах короля Артура, относительно которого существует древнее предание, что король тот не умер, что силою волшебных чар его превратили в ворона и что придет время, когда он снова станет королем и вновь обретет корону и скипетр, по каковой причине с той самой поры еще ни один англичанин не убил ворона».
Ученым при исследовании происхождения преданий о короле Артуре приходилось снимать слои, как снимают их с многослойных древних текстов. И сквозь каждый слой просматривалась старая рукопись, а порою она оказывалась стертой не до конца и проступала на более поздних слоях. Так что легенды многослойны.
Кельтский слой — слой языческий — древнейший и наиболее значительный. Многое так и осталось незыблемым от изначалья. Следующим слоем является древневаллийская поэзия — триады — особый род стихотворений на сюжеты популярных преданий.
С I века н. э. Британия была Римской провинцией. Лишь в 407 году отзывает Рим свои легионы из Британии. Начинается период длительной борьбы саксов с кельтами и постепенное проникновение саксов в глубь Уэльса. Это было одно из великих сопротивлений в истории Европы. И поэтический мир кельтских легенд наполняется духом сопротивления.
Один из первых английских историков Гильдас в своих хрониках, писанных на латыни, говоря о событиях VI века, в патетической интонации ведет повествование о битве при Маунт-Бадоне (горе Бадоне). Это был самый яркий, значительный, но увы, последний успех кельтов, Битва эта кончилась гибелью героя Артура. Исторически Артур не был королем, он был всего лишь предводителем отряда вольных стрелков, «легкого войска», которое находилось на службе бриттских королей. Но народная память и надежда, избрав его, хранит предание о нем и взращивает его.
Вот что записывает англо-норманнский хронист Уильям Мальмсберрийский в хронике 1125 года: «Амброзий — вождь бриттов, в период их борьбы с саксами, сокрушил гнусных варваров при славной подмоге воинственного Артура. Вот о сем Артуре британцы и сложили многие легенды и с любовью рассказывают о нем и поныне».
Но вот проходит еще 10 лет. И Артур совершает скачок от вождя островных кельтов до императора всего Западного мира. Появляется «История британских королей» Гальфрида Монмунтского. Здесь император Артур представлен в окружении изысканного двора и отважнейших рыцарей, впервые появляются королева Гвиневера, Гавейн, Кэй, Мерлин. Всем деяниям Артура придана окончательная форма, но все это пропитано самобытностью, причудливостью и страстностью кельтского эпоса. И отныне Артур — самый модный герой.
«Ступайте в Арморику (так в древности звалась французская Бретань). Отважитесь ли вы возгласить на рынках и в деревнях ее, что Артур бритт умер, как все смертные? Узрите сами! Воистину остерегайтесь, ибо едва ли избежать вам побоев, равно как града камней и потока проклятий, что извергнут на вас те, к кому обратитесь с подобными речами». Эта запись сделана недолгое время спустя после появления «Истории британских королей». Теперь уже появляются бесчисленные циклы романов о короле Артуре.