МОЗГ
Необъятное наследие Йозефа Гайдна включает произведения практически всех существовавших тогда музыкальных жанров, Его перу принадлежит свыше тридцати концертов для различных инструментов с оркестром (некоторые из них утеряны).
Композитор обращался к сольному концерту на протяжении всей творческой деятельности — от юношеских лет и до лондонских поездок. Все же жанр этот не занял в его инструментальной музыке такого основополагающего места, как у Моцарта. Причина этого заключалась в личных склонностях Гайдна, который, не будучи виртуозом, не испытывал потребности писать виртуозную музыку для одного солиста. «Я никогда не был чародеем какого-либо одного инструмента,— говорил композитор,— но знал силу и возможности каждого». Кроме того, в зрелый период творчества Гайдн написал очень мало концертов (хотя все они принадлежат к сокровищам мировой музыкальной классики). Большинство же концертов возникли в 50-х — 60-х годах XVIII века, то есть в ранний период, когда стилистическая индивидуальность и самобытность еще не были полностью достигнуты Гайдном. Тем не менее и среди произведений тех лет множество подлинных шедевров.
Особенно значительна роль виолончельных концертов Гайдна, относящихся к лучшим образцам этого жанра (напомним, что Моцарт и Бетховен никогда не обращались в своем творчестве к концерту для виолончели с оркестром). Каталог сочинений Гайдна, составленный Антони ван Хобокеном, включает пять виолончельных концертов (в том числе один утерянный), но из четырех сохранившихся произведений только два концерта, бесспорно, принадлежат гайдновскому перу.
О существовании Концерта до мажор, Hob. Vllb № 1 до недавних пор было известно лишь по начальным двум тактам сольной партии виолончели, записанным Гайдном в каталоге своих произведений, названном им «Проект каталога». Рукописная копия Концерта была обнаружена в фондах Национального музея Праги в 1961 году. 19 мая 1962 года произведение было исполнено на международном фестивале «Пражская весна» известным чешским виолончелистом Милошем Садло и Симфоническим оркестром Чехословацкого радио под управлением Чарлза Маккерраса. Точная дата сочинения Концерта неизвестна, но он был создан не позднее 1765 года, к которому относится упомянутый «Проект каталога». Предполагают, что Гайдн написал его для виолончелиста Йозефа Вайгля, работавшего с 1761 по 1769 годы в оркестре князя Эстергази.
Музыка Концерта до мажор примыкает по стилистике к лучшим произведениям Гайдна 60-х годов. Три части, написанные в традиционной сонатной форме с двумя экспозициями — оркестровой и сольной, выдержаны в светлом, жизнеутверждающем характере, в каждой из частей приобретающем индивидуальную окраску. Партия оркестра (струнные, два гобоя, две валторны) развита и самостоятельна, звучание его отличается яркостью и насыщенностью.
Облик первой части, Moderato, определяет пронизанная мужественной энергией, маршевой пунктирной ритмикой главная тема — побочная партия лишь на момент вносит .лирический оттенок. В разработке минорный лад сообщает музыке сумрачный колорит, быстро исчезающий с приближением репризы.
Вторая часть, Adagio фа мажор, вся окрашена в лирические тона — ариозные мелодии главной и побочной тем не контрастируют друг другу. Просветленная, богато орнаментированная виолончельная кантилена лишь в разработке омрачается мимолетными печальными интонациями.
Финальное Allegro molto от начала до конца проникнуто бурной жизнерадостностью, стремительной пульсацией, моторным движением, объединяющим родственные друг другу главную партию и побочную тему с ее неожиданными полутенями минора, яркую драматичную разработку. Партию виолончели отличают здесь виртуозный размах и праздничный блеск.
Крупнейший современный финский композитор Йоонас Кокконен родился 13 ноября 1921 года в городе Исалмп, изучал музыковедение в Хельсинкском университете, а также окончил Академию имени Сибелиуса по классу фортепиано, в этом же учебном заведении в 1948 —1963 годах преподавал композицию (с 1959 года — профессор). Среди его учеников известные финские композиторы А. Саллинен, Э. Салменхаара, П. Хейнинен, П. Нордгрен. С 1965 года Й. Кокконен — председатель Союза финских композиторов. В 1963 году он стал членом Финской Академии.
В творчестве Кокконена, основанном на финском музыкальном фольклоре и традициях Яна Сибелиуса, отражены влияния западноевропейской классики (И. С. Бах, И. Брамс) и композиторов XX века (Б. Барток, П. Хиндемит, А. Берг, И. Стравинский). В числе его сочинений — опера «Последнее искушение», четыре симфонии, Музыка для струнного оркестра, Камерная симфония, Концерт для виолончели с оркестром, два струнных квартета, Фортепианный квинтет, хоры, романсы. Особое внимание он уделяет симфоническим жанрам.
Виолончельный концерт Кокконена был впервые исполнен Арто Норасом в 1969 году. «Три человека имели отношение к созданию этого произведения,— писал тогда композитор.— Оно посвящено замечательному архитектору Алвару Аалто, ибо Концерт был первым крупным сочинением, который я закончил в новом доме" построенном по его проекту. Это посвящение — не просто выражение признательности и восхищения великому мастеру архитектуры. Работая над Концертом, я часто вспоминал многие длинные беседы с А\ва-ром Аалто, которые сделали меня более чем когда-либс i ренным в близком родстве, существующем между архитектурой и музыкой,— гораздо более глубоком, чем можно выразить словами.
Произведение написано для виолончелиста Арто Нораса. Летом 1966 года я имел возможность слышать его блестящее выступление на конкурсе имени Чайковского в Москве. Тогда мы с ним решили, что я должен написать для него концерт.
Третий человек, которого я хотел бы упомянуть,— моя мать, умершая в июне 1969 года. Песенная тема Adagio — основной момент в структуре сочинения — близка мелодии, которую я использовал в маленькой органной пьесе, посвященной памяти матери. Это не столько жалоба, сколько выражение светлого воспоминания».
Виолончельный концерт Йоонаса Кокконена стал одним из наиболее часто исполняемых произведений композитора. Арто Норас создал ему международную известность, играя его в Европе и США.
Первая часть Концерта, Moderate Allegro, выделяется глубокой сосредоточенностью и экспрессией в сочетании со свободой построения. Вторая часть, Allegretto, выдержана в движении менуэта; музыка ее не лишена гротескно-фантастического оттенка. Финал, Adagio, основан на вариационном развитии задумчивой мелодии, проходящей в конце в стремительном темпе Allegro vivace.
Арто Норас — крупнейший финский виолончелист, после окончания занятий в Академии имени Сибелиуса учился е Парижской консерватории у Поля Тортелье, где получил первую премию в 1964 году. Два года спустя он завоевал вторую премию на III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве. Это открыло ему путь в лучшие концертные залы Европы, Северной и Южной Америки, где он продолжает регулярно выступать. Арто Норас активно записывается на грампластинки как в Финляндии, так и за рубежом.
Финский дирижер Окко Каму привлек к себе внимание в 1969 году, когда он стал лауреатом Международного конкурса дирижеров, организованного Гербертом фон Караяном в Западном Берлине. Каму окончил Академию имени Сибелиуса в Хельсинки, где изучал игру на скрипке. После завершения занятий он часто выступал как солист и ансамб-лист. После победы на караяновском конкурсе Каму посвятил^ себя дирижированию. В 1971 —1977 годах он был главным дирижером Симфонического оркестра Финского радио, а в 1976—1979 годах возглавлял Филармонический оркестр Осло. Каму выступал почти во всех европейских странах, в США, Японии, Австралии, Мексике. Среди записей дирижера особенно значительны циклы симфоний и симфонических поэм Сибелиуса, осуществленные им с Берлинским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Финского радио.
Американский дирижер Пол Фримен окончил музыкальную школу Истмена и Высшую музыкальную школу в Западном Берлине, где он изучал дирижирование под руководством Эвальда Линдемана и Пьера Монте. С тех пор он стал одним из самых популярных американских дирижеров молодого поколения. Помимо выступлений с крупнейшими оркестрами США и. Канады, Пол Фримен часто гастролирует в Европе, записывается на грампластинки.