Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, внутренняя часть коробки, левая сторона

Есть у писателя самые заветные, самые главные книги, которые складывались у него целую жизнь. От одной книги к другой растет мастерство писателя, и, постепенно, шаг за шагом он создает совершенные произведения. К таким произведениям относится и повесть Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное ухо".
Гавриил Троепольский по профессии агроном, всегда чутко и настороженно следит за природой родной земли. Один из его очерков так и называется „О реках, почвах и прочем". Как писатель он стал известен после опубликования в 1953 году в журнале „Новый мир" очерков „Из записок агронома". В повести о Биме он снова возвращается к жанру записок. Герой повести одинокий журналист-пенсионер рассказывает нам об умном и добром сеттере Биме.
В печально-поэтическом жизнеописании Бима звучит тревога за целительную тишину и чистоту природы. Писатель призывает бережно и чутко относиться к ней Проблема сохранения природы стоит сейчас как никогда остро. Варварское отношение к ней не столь уж редко. Леса и реки страдают от промышленных предприятий, и люди должны придти на помощь к ним. Нередко можно видеть, как безжалостно ломают горожане цветущую черёмуху, рубят без надобности кустарник. Случается, что ребятa мучают щенков, истязают кошек, a деревенские мальчишки весной истребляют тяжело запрыгавших по берегам рек и озер лягушек. Да и взрослые порой норовят прибить бегущую бездомную собаку.
Совестливый хозяин Бима, Иван Иванович, который стреляет на охоте одного-двух вальдшнепов, мучается „укором совести и болью за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность". Гуманное отношение ко всему живому— первейший закон благополучия тысяч созданий, приносящих неоценимую пользу людям. Как немного иногда нужно сделать, чтобы вокруг нас стало лучше, нужно только не бояться за свой покой и не оставаться равнодушным, потому что равнодушие убивает.
Природа для Гавриила Троепольского — это врачеватель, целитель человеческих ран, лес для него „дарованный природой сосуд спасения души". В минуты созерцания осеннего леса „ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми". Так определяет задачу своего повествования писатель.
Много зла обрушивается на доброе, благородное сердце Бима. Бим скитается в поисках своего хозяина, переходит из рук в руки, и попутно автор рассказывает нам, как живут разные люди. По мере того, как сталкивается Бим со злом, он становится взрослее и мужественнее, но не ожесточается, не забывает своего хозяина, и ни сытая жизнь, ни воля не прельщают его.
В напряженно-драматическом повествовании не ослабевает наш интерес к судьбе Бима, и вместе с писателем мы начинаем ненавидеть коллекционера собачьих знаков Серого, пьяницу-„охотника" Клима, Тетку-сплетницу, отца Толи, жестоко поступившего с Бимом. Но мальчик никогда не поступит так, как поступил его отец, потому что у пего отзывчивое сердце, и он полюбил Бима, подружился с хорошим человеком Иваном Ивановичем. А ведь он воспитывался в семье, где ценится только материальное благополучие и внешние приличия, где идеальная чистота в квартире заменяет чистоту души.
На телевизионном обсуждении фильма о Биме одна школьница сказала: „Хорошо, что мы плакали". И это, действительно, хорошо, если история Бима действует не только на разум, но и на душу.
„Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным", — говорит Гавриил Троепольский.
У писателя редкий дар сочетания сатирического изображения жизни с лирическим, „...мой читатель, к тебе обращаюсь. Не обвиняй... в смешении жанров, ибо сама жизнь — смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого". Эти дна свойства его таланта и сделали книгу такой занимательной и разносторонней. Горькая правда о благородном Биме нашла горячим отклик в сердцах читателей Школьники, студенты и взрослые обсуждали эту книгу. Повесть приняли как призыв нести людям добро, бороться со злом, помогать слабым. История собаки, оставшейся без хозяина, заставляет задуматься о жизни вообще, о том, что мешает хорошему в ней. В 1975 году повесть была удостоена Государственной премии СССР. Она вошла в "Золотую библиотеку" избранных произведений для детей и юношества.
Учёный-биолог XIX века Фредерик Кювье писал: "Собака – самое замечательное, совершеннейшее и полезнейшее из всех приобретений, какие сделал человек", она "…не изменяет ему в преданности до самой смерти, При этом не надо забывать, что так поступает собака не из нужды или боязни, а от чистой любви или привязанности". Известны многие случаи собачьей верности: и когда собака, лишившись хозяина, в течении многих лет приходит встречать его, и когда собака самоотверженно бросается в огонь и в воду ради спасения человека, и когда собака отыскивает людей, занесенных снежными завалами.
Собака всегда интересовала писателей. Она – главный герой правдивых и увлекательных рассказов Э. Сетона-Томпсона („Вулли" и др. рассказы), Джека Лондона (повести „Белый Клык", "Зов предков"); в русской литературе о собаке писали Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Куприн и Леонид Андреев... В советской прозе собаке посвящены страницы книг Ф. Кнорре "Соленый пес", Б. Рябинина „Четвероногие друзья", И.Меттера „Мухтар", Ю. Казакова „Арктур – гончий пес" и др.
Написать что-либо новое о собаке не так просто, но вот послушайте, как говорит о ней Гавриил Троепольский: „Так, ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние".
В лирических отступлениях, обращенных к читателю, в простом и мудром разговоре писатель размышляет: Бим понимал, кого надо обходить и сторониться. „Добрых было огромное большинство, злых — единицы, но все добрые боялись злых. Бим же — нет, не боялся, но ему было тоже не до них".
Так, говоря о собаке, писатель ненавязчиво заставляет нас задуматься о сложных вопросах жизни, Самое главное — чувствовать боль человеческую и уметь извлекать „осколки из сердца". Тот, кто смолоду не знает, что такое страдание, вырастает черствым и жестоким.
В серьезном разговоре с читателем автор часто говорит о правде, полуправде и лжи Герой его книги Толик „не умеет лгать и скрывать мысли", „ложь он называет ложью, а правду правдой", а те, кто лгут или говорят полуправду, оказываются в повести Троепольского никудышными людьми, они-то и причиняют страдания Биму.
Книга эта о добре и зле, о правде и лжи посвящена замечательному советскому поэту, учителю и наставнику многих писателей Александру Трифоновичу Твардовскому, с которым связывала автора многолетняя работа.
Может быть, прослушав эту грустную, западающую в сердце историю, вы заплачете; не стыдитесь этих слез, ведь это значит, что ваше сердце открыто добру.
Г. Володина