ЛЗГ, зак. 12622
В 30-е годы по радио, на эстраде, на грампластинках широко звучали русские народные песни в исполнении Лидии Руслановой —• популярной артистки, снискавшей огромную любовь и признание в самых широких кругах слушателей. Это был период когда русская народная песня все чаще выходила на большую эстраду. Веками хранивший свои песни, народ хотел теперь слышать их в исполнении артистов, мастеров искусства. Таким великолепным мастером была Лидия Русланова.
Лидия Андреевна Русланова родилась в Саратове в крестьянской семье. Природа щедро одарила ее. Она придала ее голосу глубину и широкий разлив, большое дыхание, чарующую таинственную прелесть низкого тембра, какую-то особую задушевность. Добротой и сердечностью отмечен талант певицы. Эта черта характера появилась позднее в ее искусстве, в умении Руслановой угадать, почувствовать главное в песне, затронуть самые сокровенные струны сердца, дать человеку радость.
Ей было 13 лет, когда началась первая империалистическая война, и родственник — врач взял ее с собой в санитарный поезд, помогать ухаживать за ранеными. Там впервые она начала петь, выбирая самые близкие, самые понятные, родные солдату русские песни. И потом, став известной артисткой, где только не побывала она с концертами. Пела в поле для небольших бригад, в пору уборки урожая и в торжественных праздничных концертах в Большом театре и Колонном зале Дома Союзов, на съездах, в школах и в цехах заводов.
В дни Великой Отечественной войны Лидия Русланова, участница фронтовой бригады артистов, неоднократно пела в Ленинграде в дни блокады. С песней она прошла всю войну от Вязьмы до Берлина!
Тот, кто хоть раз слышал Русланову, запомнит не только ее голос, мастерство, но и манеру исполнения, яркую, смелую, порой дерзкую, но всегда покоряющую своей сердечностью и правдивостью, запомнит и весь ее облик — статную фигуру, красивое типично русское лицо и не менее яркий, чем музыкальный, драматический дар Секрет её необычайного успеха и популярности таился в ярком, глубоко русском таланте, в подлинной демократичности ее искусства.
Репертуар Руслановой велик и всеобъемлющ: это и широко известные русские песни «Уж ты сад», «Степь да степь крутом», «Вниз по Волге-реке», и крестьянские песни Саратовской области, городские песни «Среди долины ровныя», «Выхожу один я на дорогу» и романсы, песни гражданской войны и песни советских композиторов (Русланова была лучшей исполнительницей песни «По долинам и по взгорьям» и первой исполнительницей песни М. Блантера «Катюша»). Особое место в репертуаре певицы занимают саратовские страдания и шуточные песни (знаменитую песню «Валенки» артистка сложила сама: к задорным словам саратовских частушек она подобрала плясовой напев). Любимые герои песен Руслановой — простые люди с их радостями и нехитрым счастьем, непосредственностью, поэтичностью, нежностью, чистотой и задушевностью, с их думами, мечтами, горем и страданиями... И^ пела эти песни Русланова всегда задушевно, искренно.
В народе говорят: «сказывать песню» или «играть песню», т. е. играть голосом напев, как на музыкальном инструменте.
О себе Русланова так и говорит: «Я песню не пою, я играю песню» — это объясняет своеобразную манеру ее исполнения: все о чем говорится в произведении, слушатель должен увидеть, прочувствовать, пережить сам, а для этого исполнитель должен «представить», «сыграть» песню, как актеры играют свою роль на сцене. Не случайно поэтому артистку привлекают песни с последовательным и логическим развитием сюжета. Ее голос должен звучать так, чтобы вести слушателя за собой, заставить его забыть обо всем и только видеть то, о чем поется в песне: бескрайнее раздолье степей, могучий разлив Волги-реки или вольный полет орла... Но не только картины природы, но душу человека, характер, сердце умеет раскрыть артистка.
Для сценического воплощения песенных образов Русланова отбирает самые яркие, разнообразные, контрастные музыкальные краски и интонации. От нежного проникновенного pianissimo (очень тихо) до мощного forte (громко), исполняемого «белым» чисто народным звуком. В исполнении Руслановой, очень эмоциональном, вольном, никогда не бывает слезливости, надрыва: даже в песнях жалобных или трагического содержания голос артистки как бы пробуждает от грусти и тоскливого оцепенения, он дает силы и уверенность, зовет к жизни, к радости.
В исполнении Руслановой нет ничего искусственного, надуманного, в песне — она сама, русская женщина, талантливая и умная, поэтичная и добрая, мужественная, бодрая, веселая, прожившая яркую нелегкую жизнь, воспитавшая троих чужих детей, страстно любящая искусство — музыку, живопись, литературу, отдавшая свой талант и мастерство на радость миллионам людей, пронесшая через всю жизнь любовь к русской песне и веру в ее неувядающую красоту и силу.
В наши дни искусство Руслановой по-прежнему волнует и покоряет, учит любить народную песню.
Г. Павлова
Записи Руслановой реставрированы во Всесоюзной студии грамзаписи звукооператором Н. Т. Морозовым.