ЛЗГ, внутренность коробки, правая сторона
Ненадолго до своей гибели Антуан дс Сент-Экзюпери написал еще одну, совсем не похожую на другие, книжку «Маленький принц».
На первый взгляд «Маленький принц»—сказочная повесть о маленьком принце, его странном появлении на Земле и печальном исчезновении, его путешествиях и приключениях. Как в настоящей сказке, в «Маленьком принце» звери и растения разговаривают человеческим языком. Но разве часто встретишь сказочного героя, который рассуждает таким вот образом: «Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели это не серьезное дело — понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это неважно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом?..»
Маленький принц постоянно размышляет вслух над самыми важными вопросами жизни. И вопросы эти — те самые, которые тысячу лет задают себе и другие маленькие дети и мудрые философы, пытающиеся понять смысл всего существующего. В «Маленьком принце» на фоне незамысловатых сказочных связей и героев постоянно решаются сложнейшие вопросы и поэтому «Маленький принц» — это философская притча, выраженная в сказочной форме.
Сказка обычно соотносится с детством и не случайно Сент-Экзюпери посвящает свою книжку Леону Верту — «когда он был маленьким», «ведь все взрослые были когда-то детьми, только мало кто из них об этом помнит». Мир детства С его воображением, пытливыми «неразумными» во-просами с первых же страниц противостоит «серьезным» взрослым. Здравомыслие взрослых — вещь весьма сомни-п-.щ.пан С точки зрения автора «Маленького принца», не говоря уж о его герое. Мир взрослых – ложный, выдуманный,—и автору в нем грустно и одиноко, ведь втом мире не с кем поговорить но душам, а ведь имении в таких разговорах зарождаются Дружба, Преданность, Доверие – то, что сближает людей.
Маленький принц, путешествующий перелётными птицами, встречается со взрослыми обитателями раэных планет и всякий раз горько удивляется им. Король и Пьяница, Тщеславный и Бизнесмен, Книжный Ученый и Фонарщик – каждый из них одиноко существует в омертвелом мире ежедневно повторяющихся бессмысленных движений, занятий, рассуждений. У всех этих «взрослых» искажены первоначальные человеческие представления о мире и его красоте,I естественные потребности живой деятельной Жизни.
Уродливые, как все неестественное, «взрослые» чужды и непонятны маленькому принцу. Рядом с ним оказывается только автор — попавший в аварию над пустыней лётчик. И хотя автор тоже взрослый человек, но в нем, как и в каждом поэте, не умирает детское восхищение миром, детская. незащищенность от его жестокости. И они – поэт и ребенок — по-настоящему близки и понятны друг другу.
Но вот маленький принц должен вернуться на свою планету, к своей розе, единственной и самой дорогой для него, потому что он каждый день заботился о ней, потому что отдавал ей всю душу. Мудрый Лис на Земле открыл ему истину, очень простую, но позабытую людьми: «3opко одно лишь сердце. Самого главного глазами не уипдишь… Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил Ты в ответе за свою розу».
Долг и Верность, Любовь к Человеку и Ответственность за Человека — главные темы этой печальной сказки.