Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Творчество замечательного венгерского композитора Ж Ференца Легара — одна из наиболее ярких страниц в развитии жанра оперетты. Им было написано более тридцати произведений, среди которых особую популярность приобрели оперетты «Граф Люксембург», «Веселая вдова», «Цыганская любовь», «Паганини», принесшие Легару мировую славу. Насыщенная венгерскими и румынскими мелодиями музыка Легара привлекает своей яркой динамичностью, разнообразием красок.
Легар родился в 1870 году в городе Комморне в семье военного капельмейстера. Музыкальные способности проявились у него рано. Когда Ференцу было двадцать лет, он поступил в Пражскую консерваторию, после окончания которой несколько лет прослужил капельмейстером, а затем, выйдя в отставку, занял должность дирижера Венского театра. В 1902 году на сцене театра была показана его первая оперетта «Венские женщины»; особого успеха она Легару не принесла. Признание пришло позже, спустя три года, когда на сцене Венского театра была поставлена его оперетта «Веселая вдова», созданная Легаром по мотивам пьесы известных французских коммедиографов А. Мельяка и Л. Галеви «Атташе посольства».
Ф. Легар вспоминал впоследствии: «Начало моей работы было далеко не одобряющим». И действительно, композитор без славы и имени встретил со стороны руководителей театра полное равнодушие. Они отказывали ему буквально во всем, и главное в репетициях, твердо считая, что «Веселую вдову» ожидает позорный провал. Но за оперетту вступились актеры, которые добровольно репетировали ее по ночам после спектаклей.
Премьера «Веселой вдовы» вызвала восторг зрителей. С тех пор, вот уже более полувека, она не сходит с театральных афиш всего мира. В чем же секрет успеха оперетты? Его объяснить не трудно. Долгую жизнь «Веселой вдовы» обеспечила прежде всего прекрасная музыка Легара. Мелодии композитора запоминаются с удивительной легкостью, подчас после первого же прослушивания, заражая зрителей искренностью и непосредственностью чувств, яркой танцевальностью, великолепной, увлекательной интригой.
В посольстве некой республики Монтевердо, находящемся в Париже, получена правительственная телеграмма: «Примите меры по спасению национального богатства». Смысл этой загадочной корреспонденции вскоре стал ясен: вдова Ганна Главари — обладательница миллионов — отправилась в Париж. Если она выйдет замуж за иностранца, то все ее состояние перейдет мужу, и золотой запас страны будет истощен. Итак, приказ ясен: иностранец не должен стать мужем миллионерши. С приездом Ганны вокруг ее имени разгораются ожесточенные страсти. Здесь и дуэли, и заговоры, и покушения, и тайные провокации. Но, как выясняется, сотрудниками посольства руководят далеко не патриотические чувства. Им не дают покоя миллионы Ганны. Не теряют даром времени и разорившиеся парижские аристократы. Изо всех сил стараются они завоевать расположение богатой вдовы. Ганне Главари хорошо известна истинная цена и пышным фразам, и тонкой лести. Она мечтает об искреннем чувстве, о настоящей любви...
Высокая миссия оберегать Ганну по долгу дипломатической службы поручается первому советнику посольства графу Данило. Данило ненавистны дипломатические интриги, он тяготится своим положением в посольстве. Лишь на Монмартре, в ресторане «Максим», где собираются веселые друзья, встречает он бескорыстную, искреннюю сердечность. Первая встреча графа Данило с Ганной Главари носит полушутливый характер, но вскоре они понимают, что в их сердца проникло глубокое, чистое чувство. Данило полюбил Ганну искренне, нежно, но он опасается, что внимание, оказанное им Ганне, будет воспринято ею как преднамеренный расчет. Да и Ганна, как ему кажется, благоволит парижскому аристократу Расильону. Нет, ему лучше бросить этот мир лжи и притворства и бежать к своим верным друзьям, к «Максиму». А тем временем, чтобы отделаться от неугодных воздыхателей, Ганна объявляет всем претендентам на ее руку, что она лишилась своего состояния. Уловка удалась. Это известие словно ветром развеяло всех ее многочисленных поклонников и дало наконец графу Данило право сказать Ганне о своей любви...
Г. Соболева