Действующие лица и исполнители:
Сильва......В. Шилова
Эдвин..........Г. Васильев
Стасси......А. Агеева
Бони.......В. Ивин
Ферри......Н. Рубан
Роне.....О. Воскресенский
Княгиня Воляпюк ... К. Пугачева
Князь Воляпюк .... С. Цейц
Генерал Роне .... Г. Румянцев
Первый актер Ю. Арифулин
Второй актер.....Е. Козлов
Помощник режиссера ... В. Рогов
Гости.......В. Юрин, М. Охрименко Т. Бреславцева
Нотариус.....В. Винокур
Директор «Орфениума» и ведущий.....Р. Плятт
Хор Московского театра оперетты
Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Дирижер Юрий Силантьев
«Большие композиторы всегда будут иметь своих почитателей и ценителей, но параллельно с ними должны существовать и театральные композиторы, которые не пренебрегают легкой жизнерадостной и остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией», — писал Кальман.
Так скромно («параллельно с ними!») оценивал свой труд композитор, имя которого более чем полстолетия с улыбкой произносят те, кто любит веселую, жизнерадостную оперетту.
«Сильва», «Марица», «Фиалка Монмартра»... Сколько чарующих мелодий, веселых, остроумных, брызжущих весельем, поистине неумирающих, потому что «основа музыки Кальмана — прекрасная венгерская песня. В этом, помимо мастерства, сила и обаяние его таланта и удивительная жизнеспособность его произведений» (Г. Ярон).
Имре Кальман родился в 1882 году в Шиофоке на озере Балатон (Венгрия). В 1904 году он окончил Будапештскую консерваторию по классу композиции профессора Кесслера. В начале творческой деятельности Кальман пишет симфоническую музыку, песни, фортепианные пьесы, пробует свои силы в жанре драматической пьесы с музыкой, а также работает в качестве музыкального критика в газете.
В начале 1908 года в Будапеште была с успехом поставлена первая оперетта Кальмана «Осенние маневры». В следующем году она уже шла в Вене, а также на сценах опереточных театров Европы и Америки.
Композитор пишет одну за другой оперетты «Отпускной солдат» (1911), «Маленький король» (1912), «Цыган-премьер» (1912), «Золото за железо» (1914), «Фрейлен Су-зи» (1915). Имя Имре Кальмана приобретает широкую известность.
В 1915 году в венском «Иоганн Штраус-театре» состоялась премьера оперетты Кальмана «Сильва» («Княгиня чардаша») на либретто Белы Йенбаха и Лео Штейна.
За «Сильвой» следуют «Фея карнавала» (1917), «Голландочка» (1920), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924) и целый ряд других оперетт, в том числе популярная «Фиалка Монмартра» (1931).
После прихода к власти фашистов Кальман уехал в Швейцарию, а оттуда — в Америку.
Умер Имре Кальман в Париже в 1953 году, не доехав до родного Будапешта.
«Сильва» — вершина творчества этого замечательного композитора и жанра оперетты вообще. История ее рождения такова: в декабре 1913 года либреттисты Бела Йенбах и Лео Штейн предложили Кальману сюжет оперетты под названием «Да здравствует любовь», потом ее переименовали в «Княгиню чардаша». По имени главной героини оперетта начала называться в России. Артистка театра варьете «Орфениум» Сильва Вареску и молодой офицер князь Эдвин полюбили друг друга. Узнав об этом, отец Эдвина — князь Леопольд Воляпюк посылает сыну грозные письма. Он требует, чтобы Эдвин немедленно вернулся домой, в Вену и женился на графине Стасси. В дело вмешивается и командир полка, в котором служит Эдвин, Все «спасают честь княжеского рода». Перед отъездом Эдвин решает подписать с Сильвой контракт, по которому он обязуется через восемь недель вступить с ней в законный брак. Сильва уговаривает Эдвина не делать такого шага, хорошо обдумать его, но Эдвин непреклонен. Брачный контракт подписан!
Далее происходит ряд драматических событий, но все кончается благополучно. Благодаря случайности, выясняется, что «чопорный аристократ», отец Эдвина, сам того не подозревая, женат на бывшей актрисе варьете «Орфениум»; поэтому-то он и вынужден дать согласие на брак Эдвина и Сильвы.
В «Сильве» проявились лучшие черты творчества И. Кальмана: народность музыки, блестящая нарядная оркестровка, удивительная мелодичность (большинство номеров из «Сильвы» знают и поют во всем мире). Кроме того, оперетта Кальмана исключительно театральна; каждая ее сцена выражена то задушевной, то безудержно веселой музыкой.
Премьера «Сильвы» состоялась в 1915 году в венском «Иоганн Штраус-театре». Во время империалистической войны мы не могли получать западные новинки; «Сильва» пришла к нам кружным путем, через Швецию, и была поставлена летом 1917 года. С тех пор она не сходит с наших сцен. После окончания Великой Отечественной войны у нас был создан кинофильм «Сильва» (постановка А. Ивановского, по сценарию М. Долгополова и Г. М. Ярона), который был показан за границей, в частности в Будапеште. Об этом один из друзей написал Имре Кальману в Нью-Йорк. К письму были приложены афиша и отклики венгерской печати. В ответ Кальман направил в Будапешт следующую телеграмму: «Я горжусь , и радуюсь тому, что советское киноискусство принесло вам в Будапешт — город, тяжело пострадавший от фашистской оккупации и войны, — мою скромную оперетту. Поверьте, я вновь со слезами на глазах смотрел на этот плакат, и мне вспомнилось, что в том же самом кинотеатре, где сейчас демонстрируется этот фильм, репродукторы скрежетали слова, полные ненависти и злобы нацистской пропаганды. А теперь эти репродукторы передают мелодии моей оперетты! Ты пишешь, что вы от всего сердца радовались советскому кинофильму. Я могу ответить на это лишь выражением своего безграничного желания быть вместе с вами в родном Будапеште и разделять ваше большое счастье».
Г. Ярон
I. Kalman
SYLVA
MONTAGE OF THE OPERETTA Text by V. Mikhailov and D. Tolmachev
The Cast:
Sylva......V. Shilova
Edwin......G. Vasiliev
Stassi......A. Ageyeva
Boni.......У. Ivin
Ferri.......N. Ruban
Rons.....O. Voskresensky
Duchess Voliapouc K. Pugacheva
Duke Voliapouc S. Tseits
General Rons G. Rumiantsev
First actor.....Y. Arifulin
Second actor.....E. Kozlov
Assistant producer ... V. Rogov
Guests.......V. Yurin
M. Okhrimenko T. Breslaviseva
Notary......V. Vinokur
Director of the "Orphenium" Theatre
and narrator.....R. Pliatt
Chorus of the Moscow Operetta Theatre
USSR Radio and TV Variety-Symphony Orchestra Conductor: Yuri Silantiev
Kalman said in his writings: "Great composers will always have their admirers, but at the same time theatre composers, who do not scorn light, gay, witty and colourful musical comedy should also exist."
It is so modestly that the composer, whose name is pronounced with a smile for over half a century now by all, who like a gay operetta, estimated his work.
"Sylva", "Maritza", "The Violet of Montmartre"... These operettas abound in sparkling and gay melodies, which do not wane because "Kalman's music is foremostly based on wonderful Hungarian songs and that is why, combined with his mastership and charming talent, his works are exceptionally vital" (G. Yaron).
Imre Kalman was born in Siofok (Hungary) on the bank of the Balaton Lake in 1882. In 1904 he graduated from the Budapest Conservatory, where he studied in the composition class of Professor Kessler. In the beginning of his career Kalman wrote symphony music, songs, piano pieces, incidental music for plays. He was also a musical critic on the staff of a newspaper.
The premiere of his first operetta "Autumn Manoeuvres" took place in Budapest in 1908 and proved very successful. A year later it was staged in Vienna and by many operetta theatres of Europe and America.
The composer wrote one operetta after another: "Soldier on Leave" (1911), "The Little King" (1912), "Gypsy Premier" (1912), "Gold for Steel" (1914), "Fraulein Suzie" (1915). Very soon the name of Imre Kalman won wide recognition.
The operetta "Sylva" was introduced at the "Johann Strauss Theatre" in Vienna in 1915. "Sylva" or as it is also called "Czardas Duchess" was written to the libretto by Bela Jenbach and Leo Stein. "Sylva" was followed by "Fair of the Carnival" (1917), "The Little Dutch Girls" (1920), "Bayadere" (1921), "Countess Maritza" and many other operettas including "The Violet of Mont-martre", which is especially popular.
When the fascists came to power in Hungary, Kalman first moved to Switzerland and then to America. Imre Kalman died in Paris in 1953 on his way to his native Budapest.
The operetta "Sylva" is a masterpiece of this outstanding composer and in the ope-
retta genre in general. Briefly the history of the operetta is as follows: in December of 1913 librettists Bela Jenbach and Leo Stein acquainted Kalman with the plot of the operetta entitled "Long Live Love!", later it was renamed "Czardas Duchess". In Russia the operetta was called "Sylva" after the name of the heroine.
Artiste of the variety theatre "Orphenium", Sylva Varescu and Duke Edwin, a young officer, love each other. But when Edwin's father, Duke Leopold Voliapouc learns of this he sends his son wrathful letters. The old Duke demands that Edwin return to his home in Vienna and marry Countess Stassi. The commander of the regiment in which Edwin serves also intervenes and everybody in general aspires to help "save the honour of the ducal stock". Before departing, however, Edwin decides to sign an agreement with Sylva according to which he pledges to marry her before eight weeks have passed. Sylva urges Edwin to think this matter over but Edwin is resolved to marry her and the marriage contract is finally signed.
A number of dramatic events and gay scenes follow but everything ends happily. Quite by accident it comes to light that the lofty aristocrat, Edwin's father is himself married to a former actress of the "Orphenium"
and he naturally has to agree to the marriage of the young pair.
The best features of Imre Kalman's creative art namely the popular quality of the music, brilliant orchestration and delightful melodiousness are manifest here. (The majority of numbers from "Sylva" are well known and sung in the whole world). Besides this the music here is highly theatrical in quality and each scene is notable either for its lyricism or sparkling gaiety.
"Sylva" was introduced in the Johann Strauss Theatre in Vienna in 1915. During World War I new musical works appeared in Russia with some delay, usually in a roundabout manner and this operetta was no exception for it came to our country via Sweden. It was staged in Russia in the summer of 1917. Since then it holds a permanent place in the repertory of operetta theatres here. After the Great Patriotic War the screen version of the operetta appeared in the USSR. (It was produced by A. Ivanovsky, the scenario was written by M. Dolgopolov and G. Yaron). The film was shown abroad and among other cities, in Budapest. One of Imre Kalman's friends wrote him a letter informing the composer of the event and enclosed a poster and some clippings of press reviews. On receiving this letter, I. Kalman sent the following telegramme to Budapest: "I am proud and happy that Soviet cinema art has brought my modest operetta to Budapest, a city that has suffered much from the hands of the Nazis. Believe me, I looked at the poster with tears in my eyes and recalled that some years ago in this same cinema, where the film is now being shown loud-speakers blared poisonous words of Nazi propaganda. And now these loud-speakers carry the melodies of operetta! You write that the Soviet film gave people much pleasure. I can but say in reply that I would much like to be with you in my native Budapest and share this great happiness with you."
G. Yaron