Сторона 1
М. ГЛИНКА (1804—1857)
Полонез из оперы «Иван Сусанин» — 4.36
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
Полонез из балета «Лебединое озеро» — 7.12
Полонез из балета «Спящая красавица» — 4.04
Полонез из оперы «Евгений Онегин» — 4.57
Полонез из оперы «Черевички» — 6.10
Сторона 2
М. МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Вступление и польский (полонез) из оперы «Борис Годунов» — 6.35
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)
Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством» — 4.39
Полонез из оперы «Пан воевода» — 6.52
А. ГЛАЗУНОВ (1865—1936)
Полонез из Балетной сюиты, соч. 52 — 5.33
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Звукорежиссеры: М. Кожухова, С. Пазухин
Редактор Л. Абелян
Записи 1974, 1982 гг.
В русской музыкальной культуре — как оперной, так и симфонической — обращает на себя внимание многочисленность двух западноевропейских танцев: вальсов и полонезов. Эти танцы так прочно укоренились на российской художественной почве и породили столько шедевров отечественной музыки, что вполне естественно воспринять их как своеобразное и значительное явление русской музыкальной традиции.
Польский торжественный танец-шествие — полонез — проник в русский быт и композиторское творчество в конце XVIII века. Инструментальные и хоровые полонезы сочиняли еще предшественники М. Глинки. Но в творчестве М. Глинки полонез, бывший в основном атрибутом общественной и придворной жизни, преобразился, став полноценным фактом русской художественной культуры.
Второе действие оперы «Иван Сусанин», представляющее королевский бал в старинном польском замке, открывается торжественным, горделивым полонезом. Это образный портрет шляхты, воинственный, подвижный и энергичный, в традиционном для полонеза ритмическом рисунке, мастерски инструментованный, — по словам П. Чайковского, «с тонкостью и деликатностью, почти излишней для балета».
В операх и балетах русских композиторов XIX века глинкинская традиция полонеза как пышного бального танца развивалась богато и плодотворно. Порою этот эффектный танец-шествие нес, кроме своей непосредственной образности, еще и другую смысловую нагрузку, создавая контрастный фон основному действию, обостряя сюжетные коллизии. Именно этой цели служат полонезы в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. Чайковского: рисуя полнозвучную, красочную картину празднества, они оттеняют ведущую, лирическую или драматическую линию сюжета.
Парадный, торжественный полонез открывает шестую картину оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» — «Бал в Петербурге». Полная внутренней тревоги сцена встречи Онегина и Татьяны будто вписана в декоративную раму: полонез — одно из лучших созданий П. Чайковского в помпезном стиле.
Полонез из третьей картины третьего действия оперы П. Чайковского «Черевички» — первый в творчестве композитора опыт создания «действенного» танца, выполняющего не только функцию дивертисментного номера. Упругие, «подъемные» ритмы полонеза живописуют атмосферу действия и вместе с тем характеризуют персонажей оперы.
Сюжет оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» сходен с содержанием «Черевичек» П. Чайковского (в основе обеих опер — повесть Н. Гоголя). Совпадают и ситуации, в которых звучит полонез. В «Ночи перед Рождеством» это характеристика екатерининского дворца — эффектный танец, составляющий музыкальную основу всей сцены посещения дворца запорожцами и Вакулой.
Другая задача стояла перед Н. Римским-Корсаковым в опере «Пан воевода». Сам композитор писал в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Польский национальный элемент в сочинениях Шопена, которые я обожал, всегда возбуждал мой восторг. В опере на польский сюжет мне хотелось заплатить дань моему восхищению этой стороной шопеновской музыки, и мне казалось, что я в состоянии написать нечто польское, народное». В опере
«Пан воевода» превосходно передан национальный колорит польской музыки, более всего выраженный в танцах, особенно в полонезе. Опера посвящена памяти Шопена.
Говоря об истории русского полонеза, нельзя не упомянуть также концертные сочинения этого жанра, одним из которых является Полонез из «Балетной сюиты», соч. 52 А. Глазунова.
Имя Евгения Светланова, выдающегося дирижера, композитора, пианиста, известно далеко за пределами нашей страны. Этот исключительно разносторонний музыкант носит звание народного артиста СССР, удостоен Ленинской и Государственной премий.
Репертуар Светланова-дирижера очень широк. Однако главной своей задачей он считает исполнение и запись произведений отечественной классики. Эта задача выполняется Е. Светлановым в поистине грандиозном масштабе: им исполнено и записано на пластинки и в фонд Всесоюзного радио почти все русское симфоническое наследие. Частью этой антологии является и запись трех пластинок «Полонезы и вальсы русских композиторов».
«Это своего рода «малая антология», — говорит Евгений Федорович. — В полонезах и вальса ^ созданных в России, проявились две стороны нашей музыкальной классики, два совершенно различных типа высказывания; у каждого — своя история. Интересно, что полонез, будучи танцем польского происхождения, именно в России получил блестящее воплощение. Прежде всего, конечно, речь идет об оперных и балетных полонезах. Даже в сценически сходных ситуациях они совершенно разные! Иная грань русской музыки — многочисленные вальсы; это — сама лирика. Здесь «королями» я назвал бы Чайковского и Глазунова. А вообще замысел подобной записи основан на том, что вальсы и полонезы — не произвольно выхваченный фрагмент истории отечественной музыки, а исполненный внутреннего значения, с собственным развитием, важный пласт этой истории».
Л. Крылова
Оформление И. Томбаевой
На лицевой стороне конверта: эскиз декорации П. Вильямса к опере П. Чайковского «Евгений Онегин»