Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
сторона 1
01.Хрустальный город (А. Макаревич)
02.Снег (А. Макаревич)
03.Ирландия. Ольстер (А.Ситковецкий – М.Пушкина)
04.Весенние ритмы, из композиции "Сакартвело" (М. Киладзе)
сторона 2
05.Пристегните ремни безопасности (А. Ситковецкий)
06.Каприз, блюз (А. Ситковецкий)
07.Странный мир (Ч. Немен – В. Луговой)
08.Сулико (грузинская песня)
09.Леди блюз (Г. Грапс)

Группа "Машина времени". Художественный руководитель Андрей Макаревич (1,2)
Рок-группа "Автограф". Художественный руководитель Александр Ситковецкий (3,5,6)
Вокально-инструментальный ансамбль "Лабиринт". Художественный руководитель Мераб Киладзе (4)
Альберт Гумаров (7)
Шоу-ансамбль "Интеграл". Художественный руководитель Бари Алибасов (7,8)
Рок-группа "Магнетик Бенд". Художественный руководитель Гуннар Грапс (9)
Звукорежиссёр Д. Демуров
Художник И. Акишев
Редактор Л. Живова
Запись 1980 года

Конверт ЛЗГ. Художник И. Акишев
Зак. 96. Тир. 30 000
Т-10 з.12066 Тир. 100 000 17.11.81 г.

Весна в Тбилиси выдалась холодной, пасмурной. Солнце радовало нечасто, временами моросил дождь, как бы довершая милую сердцу, но немножко грустную картину юрода в межсезонье. Однако тихие умиротворенные улицы пронизывала некая вибрация. Эпицентром ее было круглое застекленное здание Большого концертного пала, у служебного входа которого весь день сновали «Волги» и «Жигули», высаживая и принимая людей, вызывавших повышенный интерес многочисленных прохожих. Артисты! . . Вечером вибрация достигала своего ни ка. Со всех сторон к зданию стекались возбужденные и нарядные молодые и не очень молодые люди: желающие попасть на фестиваль настойчиво требовали лишних билетиков и. не получив таковых, в отчаянии принимались штурмовать хрупкие стеклянные двери.
Около полуночи наэлектризованная толпа выплескивалась из концертного мала па холодные мостовые уснувшего города и долго расходилась по тихим улицам, осветляя их желтыми нитями сигаретных огоньков. «В эти дин столица Советской Грузии охвачена музыкальной лихорадкой». — передавал из Тбилиси корреспондент ТАСС. Это был фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы 80».
...8 марта, суббота. Начало в 20 часов. Открытие фестиваля. . . Первым выступил донецкий «Диалог». Группа исполнила получасовую симфороковую композицию своего руководителя Кима Брейтбурга «Под одним небом» на стихи С. Кирсанова. Спустя неделю жюри назвало Брейтбурга лучшим вокалистом, а ансамбль занял III место. Заявленный в программе «Интеграл» в тот день не выступил: не подвезли аппаратуру. Спас открытие фестиваля московский «Глобус» (или, как он назывался раньше. «Удачное приобретение»). Ребята играли темпераментный, бескомпромиссный ритм-энд-блюз, и публика, посерьезневшая во время строгого выступления «Диалога», снова оживилась. Выразителен лидер группы Алексей Белов: и манера игры, и пластика, и мимика. Пожалуй, он одни из самых эмоциональных блюзовых гитаристов, выступавших на этой сцене.
Следующий день принадлежал латышам. На дневном концерте овациями был встречен рижский «Тип Топ» Имантса Пауры -- мощный профессиональный состав с превосходными ударником, гитаристом и очень своеобразным композитором вокалистом Харальдом Симанисом. «Тип-Топ» получил III место; жаль только, что удивительный, вибрирующий тенор Харальда как-то затерялся в оркестровых рифах. А вечером играл ансамбль «Сиполи» ил Юрмалы. Аппаратура подоспела меньше чем за час до начала концерта, музыканты не успели настроиться, и в итоге из-за неполадок они даже не доиграли программу до конца. Однако (имеющий уши да услышит) не было на фестивале ансамбля со столь самобытной, по-композиторски яркой музыкой. В песнях Мартина Брауна непостижимым образом слились накаленная энергия рока и каноны современной симфонической музыки. . .
Конечно, не одни открытия и откровения ожидали сидящих в Большом концертном зале- Выступали на фестивале и знаменитые группы, понадеявшиеся, наверное, что громкое имя и серия знакомых по пластинкам шлягеров смогут компенсировать вялость и стереотипность их программ. Были и молодые, любительские, но не по годам скучные, банальные, поверхностные ансамбли.. .
На третий день выступила «Машина времени». «Машина» играла с большим подъемом. Тбилисская аудитория вслушивалась в песни на стихи Андрея Макаревича с напряженным и Музыканты долго принимали поздравления и раздавали автографы. В результате — 1 место. Тут же наступил черед рок-варьете «Интеграла». Забавные костюмы, световые эффекты, ярмарка музыкальных стилей: местами .это выглядело легковесно, но все же было весело! «Интеграл» получил одно из третьих мест и еще раз порадовал публику на заключительном концерте.
Вторник. Посреди сцены выросла невиданная ударная установка Уйма барабанов, колокольчики и цилиндрические ко а. гонги, тамбурины. Выступал ансамбль из Ашхабада «Гунеш>. Джаз-рок, основанный на среднеазиатском фольклоре и бенефис блестящего ударника Р. Шафиева, показавшего неповторимый по разнообразию и темпераменту ритмический спектакль. Вкусив восточной экзотики, слушатели оказались в менее уютной, нервной атмосфере улиц большого города - сцену занял ленинградский «Аквариум». Представьте себе жёсткий рок-н-ролл на виолончели, фаготе и флейте (не считая, конечно, гитар и ударных), а затем неожиданно изумительной красоты средневековая мелодия! «Аквариум» вызвал смятение в зале и массу споров.
«Автограф» выступил четко. Ансамбль совсем молодой, и для большинства его участников тбилисский фестиваль оказался дебютом на большой сцене — и тем не менее было в порядке. Сложные, грамотно и со вкусом выстроенные композиции, современные электронные аранжировки и безупречная игра солистов позволили этой московской рок-группе занять II место.
Появления «Магнетик Бенда» здесь ждали с особым интересом. У тбилисских меломанов еще свеж в памяти сенсационный концерт «Апельсина» на джаз фестивале 1978 года, и марка эстонского рока котировалась очень высоко. Надежды оправдались. Группа сыграла и «вечнозеленые» блюзы, и инструментальные пьесы в джазовой манере, и модный реггей, причем все это с необычайной легкостью, виртуозностью и не без а. Центральная фигура на сцене ударник, композитор и руководитель «Магнетика» Гуннар Грапс; он же обладает гельным своеобразием голосом, придающим песням опре иную окраску. Через два дня стало известно, что группа Грапса удостоена I места.
Приближалась кульминация фестиваля, а забот у организаторов не убывало: концерты шли одновременно еще на двух площадках — в Тбилисском Доме офицеров и в цирке города Гори. Все залы надо было обеспечивать аппаратурой, снабжать музыкантов транспортом, устраивать привередливых представителей прессы и при всем этом не забывать о традиционном гостеприимстве. . .
На седьмой день фестиваля приятный сюрприз преподнесла и грузинская группа «Лабиринт». Преподаватели музыки из Батуми исполнили сюиту ораторию своего руководителя М. Ки-е «Моя Грузия», которая произвела очень цельное впечатление, несмотря на свои внушительные размеры (порядка 3S минут). II место, занятое «Лабиринтом», явилось одной из гных неожиданностей фестиваля. А вот популярный «ВИА-75» занял III место. Программа была построена в форме дискотеки, сам Роберт Кардзнмашвили выступал в роли диск-я, и все было хорошо срежиссировано, но. . . от этого талантливого, высокопрофессионального коллектива ждали большего.
Приз зрителей был отдан тбилисскому рок-квинтету «Блиц». Валерий Кочаров и его группа просто ошеломили публику. Трудно дать определение их музыке — прекрасные мелодии и захватывающие роковые рифы, простые и удивительно современно звучащие песни. Если уж наклеивать ярлыки, то проще всего назвать «Блиц» «грузинскими «Битлз»... Еще два симпатичных ансамбля выступили в последние фестивальные дни — «Вторая половина» из Курска и «Время» из Горького. Они исполняли приятную музыку, отмеченную сильным влиянием джазовой классики (или Кейта Эмерсона), и негром ко пели. Это было романтично и всем понравилось.
Конечно, слухи о распределении мест начали распространяться еще за несколько дней до официального объявления результатов фестиваля. Однако окончательные итоги были подведены на последнем заседании, происходившем днем е. воскресенье 1В марта, которое длилось три часа. А вечером был такой аншлаг, что не было, как говорится, куда яблоку упасть. Председатель жюри Юрий Сеульский и его заместитель Гия Канчели объявили результаты, и все основные лауреаты еще раз выступили перед неиствующей публикой. Так закончился фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы-80».
И все же эхо тбилисского музыкального праздника не замолкло и сегодня. Снова и снова, в разговорах и статьях, мы возвращаемся мысленно в ту весну. Дело в том. что это был первый в нашей стране представительный и солидно организованный фестиваль рок-музыки. «Рок-музыка» — для многих это может прозвучать странно. В самом деле, в отличие от танцевального стиля «диско», который, едва появившись за рубежом, тут же обрел официальную прописку и у нас. рок-музыка два десятилетия представлялась чем-то* сугубо импортным, хотя еще с середины 60-х годов в стране появились полноценные рок-группы (или «бит», как они себя называли) с собственным репертуаром. От эстрадных ансамблей традиционного плана (ВИА, «диско» и т. д.) эти группы отличаются, как минимум, тремя важными чертами. Во-первых, рок — авторская музыка. Часто ансамбли упрекают за это в «композиторской самодеятельности», некомпетентности, но. как справедливо заметил Юрий Сеульский в статье «Очевидное и невероятное» («Московский комсомолец». 28 марта 1980 г.). «пора трезво посмотреть на это явление». Лучшая рок-музыка всегда рождается внутри тех коллективов, которые ее исполняют. Результаты тбилисского фестиваля — наглядный тому пример. Во-вторых, рок-музыке органически присуща тяга к поиску новых музыкальных и сценических форм. Любой застой здесь чреват деградацией и потерей популярности. Третье наконец— это содержательность, поэтическая и интеллектуальная насыщенность песен. Попевки с припевами на «ля-ля-ля» перестали удовлетворять аудиторию еще пятнадцать лет назад. Эта музыка должна поднимать проблемы, заставлять думать и переживать.
Было бы несправедливо утверждать, что творчество всех участников, даже лауреатов, тбилисского фестиваля соответствовало этим требованиям. И все же, несомненно, есть основания говорить, что отечественная рок-музыка сформировалась как многоплановое, но цельное и достаточно самостоятельное музыкальное течение. Тбилисский весенний фестиваль состоялся очень и очень вовремя. Он открыл новые имена, расставил ориентиры и наметил перспективы, короче — дал мощнейший импульс к дальнейшему развитию в нашей стране этого популярного уже много лет жанра. Теперь до встречи в 1982 году!
А. Троицкий. член оргкомитета фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80»