Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Я цыганкой родилася; Палсо было влюбляться (народные песни) — 3.24; 1.26
На заре не слышу, из спектакля «Все о тебе» — 2.33
Распошел; Садо-виноградо (№ 6260) (народные песни) — 1.42; 1.59
Бродяга (№ 6259), из к/ф «Последний табор» — 3.00
Не уезжай, старинный романс — 2.00
Серьги-кольца (№ 22883), народная песня — 1.47

Сторона 2
Как хорошо, из спектакля «Все о тебе» — 2.51
Я цыган-удалец, из спектакля «Грушенька» — 3.07
Ляля Черная и И. Ром-Лебедев
Доля. Челнок, из спектакля «Грушенька» — 2.53; 2.24
Верная, манерная, народная песня — 2.08
Ту, балвал (Ты, ветер) (№ 22882), из к/ф «Последний табор» — 2.34

В. Поляков, Р. Мелешко, гитары (1 —4, 9— 13)
В. Поляков, С. Шишков, гитары (5, 6)
Хор и ансамбль гитаристов театра «Ромэн». Дирижер С. Бугачевский (8, 14)

Записи Ленинградского музея театрального и музыкального искусства, 1946 г. (коллекция А. Е. Павлова)
Переписи с пластинок 1937 г. (5, 6), 1953 г. (8, 14), с кинопленки Центрального телевидения (7)
Реставрация Н. Андреевой. Редактор К. Тихонравов. Художник В. Воронин
Фото на оборотной стороне конверта Н. Невского

С именем Ляли Черной связана одна из наиболее ярких страниц истории цыганской культуры в нашей стране. Среди исполнителей цыганских песен и танцев она заняла особое и — без преувеличения можно сказать — выдающееся место. В своих танцах и песнях она умела с редкой проникновенностью передать нежность и грусть, тревогу и радость, разочарование и пылкую страсть. В ее исполнении национальные танцы становились не только красочным зрелищем, но были наполнены искренней взволнованностью и захватывающим душевным порывом.
Дочь известного театрального художника-декоратора Сергея Киселева и Марии Поляковой, принадлежавшей к знаменитому роду цыган Поляковых, давшему многих талантливых артистов, она восприняла песню и танец вместе с первыми впечатлениями детства. В доме постоянно собирались цыгане, разучивали песни, танцевали.
Ее дебют на эстраде состоялся, когда ей было тринадцать лет. В большом концерте для английской рабочей делегации в Колонном зале Дома Союзов вместе с другими артистами должен был выступать и цыганский хор Егора Полякова. Перед концертом внезапно заболела ведущая танцовщица хора Мария Артамонова. Поляков, рано распознавший артистическое дарование племянницы, распорядился нарядить ее в цветастое платье, и, накинув шаль, она вышла на эстраду.
Маленькая танцовщица покорила зрителей грацией, обаянием и темпераментом. В тот вечер в Колонном зале она поднялась на эстраду безвестной Надей Киселевой, а ушла с нее под восторженные аплодисменты артисткой, которой суждено было стать признанной звездой, той Лялей Черной, которую спустя несколько десятилетий «Курьер ЮНЕСКО» назвал «легендарной артисткой советского театра».
С той поры без участия Ляли Черной не обходился ни один концерт знаменитого хора, гастролировавшего по всему Советскому Союзу и выступавшего в рабочих клубах, в концертных залах, в колхозах, в кинематографах. Одаренная артистка постоянно совершенствовала свое мастерство. Она не хотела мириться с пошловатым налетом «цыганщины», которой тогда нередко грешили менее требовательные к себе актеры. Она стремилась вернуть искусство цыган к его истокам, выразить в нем искренность и простоту чувств. Ее артистизм, несравненная пластика, глубокое постижение образа танца, красивый голос снискали ей подлинное признание и известность.
Однако как ни велика была популярность артистки на эстраде, в полной мере ее дарование раскрылось лишь в театре. Ляля Черная стала одной из основательниц и ведущих актрис первого и единственного в мире театра цыган. С момента возникновения театра-студии «Ромэн» ее творческая судьба была связана с этим коллективом. Начав с небольшой роли в спектакле «Утро и вечер», она прошла здесь долгий и славный путь. Очаровательная Невеста в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки, с которой к Ляле Черной пришло признание как к драматической актрисе, пленительная Кармен в спектакле по новелле Мериме, нежная Земфира в пушкинских «Цыганах», лучшая в истории советского театра Грушенька в одноименном спектакле по роману Лескова «Очарованный странник», гордая Радда в горьковском «Макаре Чудре», Люба в пьесе «Все о тебе» (написанной Афиногеновым специально для Ляли Черной и прошедшей в театре более 900 раз)— таков творческий диапазон Ляли Черной.
За годы работы в театре она сыграла более 35 ролей. Фильм «Последний табор», где она снималась в главной роли цыганки Альты, обошел экраны всего мира. Но, уже став известной драматической актрисой, Ляля Черная продолжала выступать и на концертной эстраде, как и прежде, пленяя зрителей вдохновенным исполнением цыганских песен и танцев.
Расцвет дарования артистки пришелся на те годы, когда еще мало пользовались звукозаписью, — выступления певцов чаще всего транслировались по радио прямо из студии или с концерта. На пластинках были записаны лишь четыре песни в исполнении Ляли Черной. Остальные записи получены в Ленинградском музее театрального и музыкального искусства из коллекции А. Е. Павлова. Разумеется, техническое несовершенство записей не позволяет составить полного представления об удивительном даровании артистки. Однако и они остаются одной из самых ярких страниц истории цыганского национального искусства.
А. Хмелев